Посвящение Александру Цфасману

Александру Цфасману — блистательному советскому пианисту, композитору, аранжировщику, дирижёру, руководителю оркестра, публицисту, общественному деятелю, необычайно талантливому человеку артисты Донецкой филармонии с любовью и уважением посвятили концертную программу «Счастливая встреча…» 

Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио (1939−1946). Заслуженный артист РСФСР (1957). Джазовые композиции Александра Цфасмана были очень популярны в СССР в довоенное время. Для советских любителей эстрадной и джазовой музыки он был признанным корифеем. Ему удавалось технически сложную музыку сделать доступной пониманию миллионов простых слушателей. Такое удаётся только настоящим гениям!

«Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнаётся мгновенно и запоминается на всю жизнь! Его красочный пианизм — всплеск жизнелюбия, яркая виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух!»

Заслуженные артисты Украины Елена Уцкевич, Алла Афанасьева, Светлана Ломко, Светлана Ольховиченко, Людмила Бородицкая, Анатолий Юхнов, дипломант международного конкурса Елена Трофименко, лауреаты международных конкурсов Елена Марченко, Дмитрий Читах, Владимир Слепенков, Татьяна Петрова (домра), Ольга Панкова (домра), Александр Хмарный (фортепиано) подарили слушателям прекрасную музыку и произведения из репертуара композитора: «Три вальса», «Если б не глаза твои», «Счастливая встреча», «Весна».

Посвящением Александру Цфасману, в исполнении виртуозного дуэта Татьяны Петровой (домра), Ольги Панковой (домра) с особенным задором и настроением прозвучал «Тирольский вальс» и «Озорная девчонка».

В исполнении коллектива народных инструментов «Русский акцент» в составе — Олег Просвирин (баян), Андрей Динисюк (баян), Никита Дегтярев (ударные), Никита Симатов (балалайка-контрабас), Артем Андреев (балалайка) жизнерадостным аккордом солнечного настроения прозвучали незабываемые «Снежинки» и джазовый «Фокстрот Джозефа», подарив всем слушателям, любителям и почитателям творчества Александра Цфасмана приятные минуты радости, счастья и вдохновения.

Александр Наумович Цфасман появился на свет 1 (14) декабря 1906 года в Александровске. Его отец был известным в городе парикмахером. Подобно многим своим сверстникам с детства обучался игре на скрипке и на фортепиано. Обладая врождёнными уникальными способностями, он уже в 12 лет стал студентом музыкального техникума в Нижнем Новгороде, а в следующем году в 13 лет получил первую премию на Всероссийском конкурсе молодых талантов за лучшее исполнение 11-й Рапсодии Ференца Листа. Талантливый юноша поступил в Московскую консерваторию, которую с отличием закончил в 1930 году по классу фортепиано профессора Феликса Блуменфельда. В 1923 году переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. С 1939 по 1946 являлся художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио.

В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр ВРК выступал с концертами на фронтах, а Александр Цфасман написал ряд песен на военные темы («Весёлый танкист», «Молодые моряки»). Цфасман был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе. В 1928 году коллектив выступил по радио и записал первые в СССР джазовые грампластинки.

Во время войны джаз-оркестр активно гастролировал на передовой, вселяя своей игрой мужество в сердца бойцов и волю к победе.
В 1945 году впервые в СССР в Большом Зале Московской Консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (солист — Цфасман).

С 1946 по 1952 год — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». Писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам.

Картинки по запросу александр цфасман

Это случилось в начале 1950-х годов: Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор. «Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я сыграть не могу». Александр Наумович вспоминал: «Я ехал домой к Дмитрию Дмитриевичу и, признаюсь, сильно сомневался. Шостакович и джаз, что тут общего? Но едва я взглянул в партитуру, сомнения мои улетучились. Остро ритмичная, напористая музыка, безукоризненно точная по стилю, с интересными тембровыми находками — это был настоящий джаз без какого-либо намека на стилизацию. Дмитрий Дмитриевич сказал мне, что перед написанием музыки он подолгу слушал советские и зарубежные джазовые записи, и многое постиг интуитивно. Знакомство с Шостаковичем, соприкосновение с его музыкой было для меня даром судьбы…», — закончил свой рассказ Александр Наумович.

Джазовые композиции Александра Цфасмана — вечная молодость души и музыка вдохновения. Слушатели испытывали  особое чувство радости и счастья от нахлынувших эмоций и воспоминаний. Эта прекрасная музыка, обретая новое звучание, до сих пор дарит слушателям  солнечное весеннее настроение, затрагивая сердца.