Премьера программы «Бетховен+Бетховен»

1 декабря состоялось грандиозное событие в культурной жизни Донбасса. В Концертном зале им. С.С.Прокофьева Донецкой государственной академической филармонии прозвучала премьера — программа «Бетховен+Бетховен». Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева, дирижёр – заслуженный артист России Анатолий Оселков  и солисты, лауреаты международных конкурсов Глеб Степанов (виолончель, Москва), Ольга Зорькина (скрипка, Донецк), Виктория Гончарова (фортепиано, Донецк) впервые представили донецкой публике уникальное, редко исполняемое произведение — Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, а также  Симфонию №2  Бетховена.

Заслуженный артист России, дирижер Анатолий Васильевич Оселков всегда радует  дончан шедеврами классики, новыми интересными программами, известными и редко исполняемыми произведениями.

Анатолий Васильевич привез программу «Бетховен+Бетховен», привлекая к сотрудничеству молодых,  перспективных музыкантов. Тройной Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена исполнили  талантливый виолончелист, лауреат международных конкурсов, настоящий друг Донецкой филармонии, приезжающий в Донецк с 2015 года с визитами мира и поддержки жителям Донбасса — Глеб Степанов, замечательная скрипачка, лауреат республиканских конкурсов, ведущая солистка симфонического оркестра — Ольга Зорькина и лауреат международных конкурсов, прекрасная пианистка и педагог, доцент Донецкого педагогического института, кандидат искусствоведения — Виктория Гончарова.

В виртуозном исполнении  симфонического оркестра и солистов прозвучала, как сказала Ольга Зорькина: «Музыка, которую вряд ли можно описать словами… ведь музыка Бетховена монументальна. Различные образы приходят, слушая её. Тройной концерт — жанр камерной музыки, единственный концерт Бетховена, в котором солируют более одного инструмента. У Бетховена есть скрипичный, фортепианный концерт и вот этот особенный Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Для меня, прежде всего, это большой опыт, возможность совершенствования, развития и движения вперёд. Когда исполняешь сольно партию, то всё зависит от тебя. А в этом произведении многозадачность. Важно слаженно и, дополняя друг друга, звучать втроем в ансамбле, более того, ещё и с оркестром — в этом вся сложность! Благодарна Анатолию Васильевичу Оселкову за идею концерта, выбор музыки и привлечение  нас в качестве солистов. Для всех это большая ответственность, но очень интересная работа. Сотрудничество с дирижёром Анатолием Васильевичем Оселковым огромная честь для всех нас и всегда интересная, и плодотворная работа, опыт невероятный. Совместное исполнение Тройного концерта Бетховена  с талантливыми музыкантами симфонического оркестра им.С.С.Прокофьева, виртуозным российским виолончелистом Глебом Степановым и замечательной пианисткой  Викторией Гончаровой большой опыт, новый уровень исполнительского мастерства и важный шаг вперед. Работа с дирижерами и музыкантами из России повышает уровень и возможности оркестра,  что важно.  Мы благодарны  Анатолию Васильевичу и Глебу, за то, что они нашли время в плотном рабочем графике и приехали в Донецк». Бетховену принадлежит особое место среди величайших творцов симфонической музыки. Его искусство — искусство нового времени. Даже во времена Бетховена Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был уникален. «Для исполнения данного концерта необходима ювелирная техника мастерства», — сказал главный дирижер оркестра Владимир Заводиленко. — Все три солиста, исполняющие Тройной Концерт, безусловно обладают ею, они профессионалы, как и музыканты симфонического оркестра. Концерт прозвучал ярко, убедительно  и интересно. В Донецкой филармонии звучит классика, в зале аншлаг и это радует. Анатолий Васильевич привез редко исполняемые произведения Бетховена. У каждого дирижёра и оркестра своя трактовка и понимание тонкостей звучания, свой эскиз исполнения. Бетховен композитор, пользующийся большой популярностью. Музыка его обладает притягательной силой и энергетикой. Я думаю, что сегодня всё получилось и прозвучало с максимальной отдачей, состоялся удивительный взаимообмен эмоций, своеобразное движение энергий от оркестра залу и наоборот. Мне представилась сегодня редкая возможность быть слушателем и зрителем. Я ощущал все эти чувства, пребывая непосредственно в зале. Я считаю, что все удалось и прозвучало. Программа Бетховен+Бетховен стала ярким событием в культурной жизни Донецка».

Виктория Гончарова рассказала, что этот редко исполняемый концерт звучал лет 30 назад в исполнении прославленных мастеров Донецкой филармонии. «Благодарна Анатолию Васильевичу за возможность исполнить  это уникальное произведение. Большая честь для всех нас работать с Анатолием Васильевичем Оселковым и исполнять этот редко исполняемый Тройной концерт Бетховена. Анатолий Васильевич всегда привозит что-то интересное и любит работать с перспективной молодежью. Радует, что дирижёр привлекает молодых, активных и энергичных музыкантов. Мы работаем с энтузиазмом, выкладываясь на все 100%. Тройной Концерт это музыкальный диалог, проникновенная беседа, скорее друзей, нежели врагов, дружеская беседа. Вся прелесть звучания в том, что тембры достаточно разные, но инструменты звучат вместе, дополняя друг друга. В этом произведении не характерный для Бетховена стиль — много тихого звучания и ажурного плетения, настоящие кружева музыки! Сложность ещё и в том, что это трио с оркестром, большой диалог инструментов,  партий, звучащих, дополняя друг друга, взаимодействуя с оркестром! Этот концерт ещё не каждый и сыграет! Сложно вместе сыграть. Ансамблевое исполнение предусматривает слаженное взаимодействие, важно слушать друг друга и оркестр. Играя вместе, быть солистами. В этом произведении музыканты, как бы переговариваются, общаются в беседе, солируя и взаимодействуя с оркестром. В этом сложность и прелесть звучания».

Для виртуозного  российского музыканта Глеба Степанова расстояния и границы не преграда, он всегда приезжает в Донецк со своим инструментом — виолончелью, даря радость творчества. «Всегда радостно приезжать к вам в Донецк. Счастлив выступать для слушателей республики. Донецк для меня особенное место, приезжать сюда к вам для меня особое событие. Для меня это очень важно и ответственно. Каждая встреча с донецкой публикой это приятная радость для меня. Всегда такой теплый, радушный  прием и атмосфера в зале, много приятных воспоминаний и эмоций. Мне доводилось и самому быть слушателем в этом зале, очень люблю выступать здесь. Бетховен один из моих любимых композиторов. Анатолий Васильевич Оселков всегда выбирает интересные произведения, приятно работать с ним и оркестром. Тройной Концерт — произведение редкое, трудное, но интересное. Это диалог солистов и оркестра, особенный музыкальный язык Бетховена. Слушайте Музыку, она способствует восполнению сил и вдохновения».

«Музыка Бетховена недаром входит в сокровищницу  мировой музыкальной культуры. Бетховена очень важно и  нужно слушать, чтобы добиваться успеха. Эта музыка обладает такой позитивной энергией и силой, с помощью которой можно преодолеть все препятствия на пути», — сказал главный дирижер Владимир Заводиленко.

«Ниспадающие водопады и переливы» звучания красивейшей музыки Тройного Концерта и Симфонии №2 Бетховена в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева и молодых, талантливых солистов восхитили и приятно порадовали слушателей Концертного зала им.С.С.Прокофьева.

Анатолий Васильевич, на Ваш взгляд работа удалась? Всё прозвучало на высшем уровне!?

А.О.: Все старались. Все получилось. Рад в очередной раз приехать в Донецк и выступить с Симфоническим оркестром им.С.С.Прокофьева в Юбилейный для оркестра год. Всегда счастлив выступать перед благодарной донецкой публикой. Талантливая молодежь, прекрасные музыканты. Работа в Донецке — удовольствие. До новых встреч в Новом году. Встречаемся как всегда на Старый Новый год, приглашаю всех на концерты!