«ФАНТАЗИЯ НА ИМЯ BACH»

14.03.18. Фантазия на имя BACH

14 марта в Донецкой государственной академической филармонии состоялся концерт органной музыки «Фантазия на имя  BACH». Программа посвящена выдающемуся композитору-мистику  Иоганну Себастьяну Баху. Творчество Баха — космическая музыка. Загадки и тайны композитора, семейная монограмма, фантазии на тему Бах в произведениях композиторов, Концерт ля минор, токкаты, фуга, хоральные обработки И.С.Баха, произведения И.Х.Ринга, Ф. Листа, М.А.Шеббы на музыкальную монограмму имени великого композитора прозвучали на концерте  в исполнении Лауреата национальных конкурсов Натальи Чесноковой и музыковеда Татьяны Кусты.

    Есть композиторы-классики, музыка которых вызывает искреннее восхищение  у современников  и, несмотря на прошедшие века, по сей день остается неразгаданной. Каждое новое поколение тех, кто посвящен в тайны музыкального языка, пытается расшифровать символику, спрятанную за их звуковыми конструкциями. В зависимости от вкуса, моды, и социальной принадлежности музыканты и слушатели обнаруживают в них то, что наиболее близко духу данного времени. Выдающемуся композитору-мистику  Иоганну Себастьяну Баху посвящена удивительная программа «Фантазии  на тему BACH».

Музыка Баха – космос, мистика, неразгаданная тайна, манускрипт  последующим поколениям,  код и шифр, который разгадывают  многие.  Наталья Чеснокова и Татьяна Кусты  в программе «Фантазии на тему…» постарались максимально ознакомить и приблизить музыку Баха к пониманию слушателей, выразить в звуке и слове  всеобъемлющий смысл загадки и тайны под названием Бах, раскрыть значения монограммы (B-A-C-H) , религиозность и символику креста в творчестве композитора и представить произведения современников, посвященные И. С. Баху.

 (BACH) — монограмма-музыкальный мотив, который представляет собой последовательность звуков  b, a, c, h, которые складываются в фамилию семьи Бахов. Известен мотив благодаря Искусству фуги — одному из величайших произведений И. С. Баха, в котором был впервые использован, и в дальнейшем пользовался большой популярностью у композиторов последующих столетий. Мотив BACH является примером креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.

Если вспомнить, что, ослепнув  и, предчувствуя приближение смерти, Бах продиктовал своему ученику  последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным ход мысли композитора. Стоит добавить, что там, в качестве подписи присутствует монограмма Баха – Bach (эти буквы – латинское обозначение звуков: си бемоль, ля, до, си). С годами эта монограмма, растворенная во многих произведениях Мастера, приобрела значение музыкального символа, тем более что графика нотной записи фамилии b-a-c-h у многих ассоциируется с формой креста. Им за этим видится не только особая музыкальная, но и религиозная миссия всех Бахов. 

В первом отделении концерта «Фантазия на тему…» прозвучали произведения И.С. Баха:

  1. А. Вивальди-И. С. Бах. Концерт ля-минор в трех частях
  2. И. С. Бах. Хоральная обработка «Возрадуйся, любимая душа»
  3. И. С. Бах. Токката, адажио и фуга до-мажор

 Во втором отделении концерта прозвучали произведения  современников, посвященные И.С. Баху:

  1. К. Ф. Э. Бах. Фуга на тему ВАСН
  2. Х. Г. Ринк. Прелюдия и фуга на тему ВАСН
  3. Ф. Лист. Прелюдия и фуга на тему ВАСН
  4. М. А. Шебба. Тангатта
  5. И. С. Бах. Токката и фуга ре-минор

В программе «Фантазии на тему…» Наталья Чеснокова, исполняя произведения современников,  продемонстрировала и проанализировала многочисленные случаи внедрения этой монограммы в сочинения композиторов, некоторые авторы делали монограмму И. Баха генеральным мотивом новых творений. Слушатели Донецкой филармонии смогли услышать бессмертные шедевры творения И.С.Баха, а также фугу на тему Бах от  К.Ф.Э. Баха, второго из пяти  сыновей композитора, интересную историю написания и посвящения этого произведения.  В виртуозном исполнении Натальи Чесноковой прозвучала прелюдия и фуга на тему Бах от Х.Г. Ринка и Ф. Листа, а также неожиданная «Тангатта» М.А. Шебба и долгожданная «Токката и фуга ре-минор» И.С. Баха.

    Орган — инструмент сам по себе космический и мистический. Орган — глыба, мощь звукоизвлечения, масштаб воздействия. Своим мощным и богатым звуком  орган соперничает с  звучанием  целого симфонического оркестра. В Донецкой академической филармонии особый орган -легендарный, поэтому и концерты органные — особенные. Тот, кто постиг науку  мастерства игры на органе, приближен к Богу. Управлять таким инструментом, извлекая звуки —  высокое искусство. Наталья Юрьевна Чеснокова виртуозно продемонстрировала это, увлекая с каждым звуком в высоту стремлений и полет мыслей и фантазий музыки  И.С.Баха. 

В сумерках  затемненного зала, на закате и в предрассветных лучах солнца, бессмертная музыка Баха в Концертном зале филармонии звучала как магия, глубокое эмоциональное потрясение и философское осмысление. Великий  И.С. Бах  и Волшебница творили магию  и  царили  на сцене.  И. С. Бах считал, что каждый имеет право выбирать сопровождающую к Богу музыку, внимая строгим псалмам, Бах, тем не менее, находил краски куда более яркие и жизнелюбивые для окрашивания своих «литургических звуков». Разве удивительная земная жизнь должна противоречить загадочной жизни небесной? Разве  они должны быть противопоставлены? Бах явно так не считал. Мы слышим Баха земным и неземным, простым и глубоким, осмысленным и естественным, цельным. Мистическая музыка миросозерцания … глыба. Концерт  А. Шнитке в финале своей Третьей симфонии звуковую последовательность b-a-c-h «преображает в глубоко личную тему, которая приобретает значение символа Веры, Надежды, и Любви». Многие великие европейские композиторы XVIII-XX веков – от Л. Бетховена и Ф. Шуберта до А. Шнитке и Р. Щедрина включали монограмму Баха в свои опусы, отдавая этим дань уважения величайшему «музыкальному гению всех времен и народов».

  «Фантазия на имя BACH» прозвучала в Донецкой академической филармонии в дань памяти Великому Человеку, творения которого будоражат и потрясают до сих пор.

посмотреть афишу ПОСМОТРЕТЬ РЕПЕРТУАР

comments powered by HyperComments