Франц Шуберт: цветок Австрии

15 мая в Донецкой филармонии звучала музыка «поэтичнейшего из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». «Донбасс-квартет» представил программу «Франц Шуберт: цветок Австрии», виртуозно исполнив произведения и продемонстрировав музыкальный дар Шуберта — способность открывать новые пути и возможности музыки.

Говорят, что на струнах скрипки, альта и виолончели играют ангелы. Когда они собираются в квартет, рождается музыка любви. В исполнении заслуженного артиста Украины Владимира Гамаря (руководитель коллектива и первая скрипка), талантливых  музыкантов, лауреатов международных конкурсов —  Ольги Зорькиной (вторая скрипка), Жанны Прониной (альт), Ольги  Гамарь (виолончель), Александра Самойленко (контрабас), дипломанта международных конкурсов Елены Трофименко (рояль) прозвучала красивейшая музыка — фортепианный квинтет «Форель» и струнный квартет до минор, которые являются доказательством богатейшего воображения, большой гармонической смелости и огромного таланта молодого композитора. О трагической судьбе композитора и богатом музыкальном наследии слушателям поведала музыковед Тамара Соловьёва.Картинки по запросу франц шуберт

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний (8 «Неоконченная»), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Её поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов. Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность. Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки.

Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор,  фортепианном квинтете «Форель», «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Судьба композитора трагична, признание и успех пришли не сразу, издатели отказывались публиковать его работы. В возрасте 32 лет, заболев, композитор умер. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили рядом с боготворимым им Бетховеном. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт» 

Картинки по запросу франц шуберт

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали, в основном лишь, как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество. Многие известные композиторы ХХ века стали пропагандистами творчества Шуберта.

Пропагандируя творчество Франца Шуберта, «Донбасс-Квартет»и артисты Донецкой филармонии подарили слушателям яркую программу и удивительную музыку талантливого австрийского композитора-романтика и мелодиста. То нарастая, то стихая, ниспадающими водопадами струилась дивная музыка, очаровывая всех без исключения. «Донбасс-квартет», красивейшая музыка Шуберта и незабываемая программа «Франц Шуберт: цветок Австрии» покорили сердца. Восторженные крики «Браво» и благодарные аплодисменты слушателей не смолкали.