При поддержке главы Донецкой Народной Республики Александра Владимировича Захарченко, Министерства культуры Донецкой Народной Республики, Донецкой государственной академической филармонии 20 апреля в Донецке свершилось грандиозное событие – открытие юбилейного ХХ Международного фестиваля музыкального искусства «ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА».
20 апреля в Концертном зале имени Сергея Сергеевича Прокофьева Донецкой государственной академической филармонии состоялось торжественное открытие юбилейного ХХ Международного фестиваля музыкального искусства «ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА».
С приветственной речью выступили Генеральный директор Донецкой государственной академической филармонии Александр Александрович Парецкий и заместитель министра культуры Донецкой Народной Республики Ольга Кобец со словами признательности и благодарности всем гостям и участникам ХХ Международного фестиваля музыкального искусства «Прокофьевская весна». Как сказала Ольга Кобец: «Программа фестивальной афиши дает уверенность в том, что нас ждет настоящий праздник ее величества Музыки».
В первый фестивальный день прозвучал Концерт симфонической музыки. В исполнении Академического симфонического оркестра имени Сергея Сергеевича Прокофьева под руководством дирижера Игоря Манашерова (Москва) прозвучала торжественно, глубоко и проникновенно и в миноре, и в мажоре во всех четырех частях, Симфония №1 Иоганнеса Брамса, имеющая как свое особенное звучание, так и интересную историю создания и написания.
Стало уже доброй традицией представлять и исполнять на фестивале «Прокофьевская весна» произведения Сергея Сергеевича Прокофьева.
Торжественно и восторженно, в ре мажоре прозвучала Симфония №1 «Классическая», создавая непередаваемую и незабываемую атмосферу в зале. Возникало полное впечатление и ощущение присутствия Сергея Сергеевича Прокофьева.
Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи — так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна.
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом, где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит «лучшего качества». Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров, игра тембрами и регистрами, новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» — всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.
Внезапные динамические акценты и сопоставления, лёгкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нем (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды). Не случайно на музыку Симфонии № 1 создавались хореографические композиции. Симфония №1 Сергея Сергеевича Прокофьева прозвучала масштабно и широко, достойно.
В заключении первого фестивального дня в исполнении Народного артиста Татарстана, заслуженного артиста России Рината Шакирова (фортепиано) прозвучала незабываемая «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина, завораживая и переполняя любовью, а на бис — неповторимый Шопен. Артистам понравилась благодарная донецкая публика и Донецк, а зрители были в восторге от виртуозного исполнения прозвучавших шедевров классики и фееричного открытия фестиваля «Прокофьевская весна».
С ОТКРЫТИЕМ ЮБИЛЕЙНОГО ХХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА». ПРИГЛАШАЕМ ВАС И ЖДЕМ НА ВСЕХ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ДНЯХ. ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ.