Классики романтики

Известный российский дирижер Андрей Огиевский (Москва) впервые посетил Донбасс, представив донецкой публике премьеру программы «Классики романтики». В исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением маэстро прозвучали шедевры классики.

25 мая в Концертном зале Донецкой государственной академической филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева в первом отделении программы «Классики романтики» была представлена увертюра к опере «Сила судьбы» Джузеппе Верди и сюита № 1 «Арлезианка» Жоржа Бизе.

Фанфары увертюры к опере «Сила судьбы» Джузеппе Верди торжественно прозвучали, открывая программу. «Сила судьбы» – одна из самых сложных опер, единственная опера Верди, написанная специально для русского театра. Её премьера состоялась в Петербурге 10 ноября 1862 года.

Судьба властвует над людьми, и мы всегда бессильны перед ней. Стоит ли бороться с судьбой или смириться и принять? Ответ на этот вопрос искал Джузеппе Верди. Музыка, звучала, поражая красотой, ниспадающими водопадами нахлынувших чувств, то вдруг разражалась мощной бурей, то плавно переходила в спокойствие, умиротворение, являясь олицетворением жизни человека, пребывающего в постоянной борьбе за своё счастье.

Опера «Сила судьбы» говорит с человеком о самом важном. Приведём отзыв, опубликованный после премьеры оперы в «Journal de St.-Petersbourg»:

«Композитор хотел, чтобы во всей его опере чувствовалось властное дыхание судьбы… Основная мелодия — короткая и мрачная; она развивается стремительно и молниеносно — нарастая и надвигаясь, заставляет вздрагивать от волнения, словно тень распростёрлась от крыльев ангела смерти, ожидающего на дороге вечности. Сама судьба ведёт героев  к трагическому финалу и ничто не может противостоять злому року  – вызову судьбы«.

Пронизывающая музыка, сочетание классических форм сюжета оперы с глубочайшим смысловым посылом, выраженным великой музыкой Джузеппе Верди — это и есть торжество, настоящая сила духа, пробивающая все барьеры в достижении желаемого.

Сюита № 1 «Арлезианка» Жоржа Бизе. Об этом произведении очень точно и полно написала в своей статье Л. Михеева.

«Музыка пронизана светом и оптимизмом, полна страстной силы жизни, которая торжествует, несмотря на личные трагедии. Музыка к «Арлезианке» стала новым словом во французском искусстве: такой яркости и одновременно тонкой психологизации оно ещё не знало».

Лейтмотивом произведения стали отчаяние и страсть. Острее ощущается драматизм ситуации, благодаря контрастирующим пасторальным картинам Прованса, на фоне которых разворачивается действо. Оркестровка Бизе получилась очень эффектной, отличающейся большой силой воздействия на слушателя.

Первая сюита открывается «Прелюдией», в которой представлены контрасты народного веселья и две персональные линии Жаннэ и Фредери, в звучании которых раскрывается общее настроение произведения, его главная идея. Вновь приведём выдержки из статьи Л. Михеевой: «Следует особо отметить выразительность и красочность оркестра Бизе, его мудрое и лаконичное мастерство. С поразительным совершенством он передает характер звучания народных инструментов и колокольного звона; впервые вводит в оркестр саксофон, еле заметными штрихами, индивидуализируя голоса оркестра, не прибегая — в отличие от Вагнера — к смешанным тембрам. Бизе добивается замечательных колористических эффектов. «Колокольный перезвон» — яркий, исполненный жизнерадостных красок в полном, но как всегда у Бизе прозрачном и ясном звучании. Звучание его партитуры одновременно и красочно, и прозрачно».

«Оркестр должен звучать воздушно», — говорил сам Бизе. По отзывам наших слушателей «Арлезианка» Жоржа Бизе в исполнении Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева прозвучала невесомо, воздушно, динамично и красиво.

Во втором отделении симфонический оркестр представил полномасштабные художественные полотна: «Итальянское каприччио» Петра Ильича Чайковского и Симфонию № 4 Иоганнеса Брамса.

Петр Ильич Чайковский – гениальный русский композитор, произведениями которого восхищаются во всём мире. «Итальянское каприччио» композитор создал в «годы скитаний». Петр Ильич много путешествовал, посещая различные города Европы. Зимой 1879 года дорога странствий привела его в Рим. Знакомясь с достопримечательностями города и его предместьями, изучая шедевры итальянского изобразительного искусства и зодчества, маэстро посетил много уникальных и красивейших мест. Он побывал в кафедральном соборе, на Капитолийском холме, в соборе святого Павла, Колизее и Сикстинской капелле в Ватикане.

Всё увиденное оставляло у композитора восторженные впечатления, но особенно его поразили скульптуры Микеланджело и картины Рафаэля. Помимо этого, ещё одно событие, в то время происходящее в Риме, запало в душу маэстро и оставило в ней неизгладимый след — это знаменитый римский карнавал с его кипучим весельем, танцевальными мелодиями и красочными шествиями. Все эти картины и воспроизвел Петр Ильич Чайковский в своем произведении. Прозвучало восторженное и вдохновенное «Итальянское каприччио».

Симфония № 4 Иоганнеса Брамса  — последняя симфония композитора. Многие источники относят её к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса. В ней прослеживается движение «от элегии к трагедии» (И.Соллертинский). Нежная элегическая мелодия раскрывается перед слушателем скромной преамбулой; на смену ей приходит драматическая «тема фанфар», словно бы споря с лирикой элегической темы. Однако в единстве обе линии только подчёркивают трагическую составляющую симфонии Иоганнеса Брамса, повествующей о жизненных перипетиях.

Талантливый скрипач и дирижёр Андрей Кириллович Огиевский подарил дончанам торжество музыки, не случайно выбрав именно эти произведения для исполнения в Донецкой Народной Республике. Подобная музыка спасает и поддерживает, придавая жизненных сил и говоря порою больше всяких слов. Андрей Огиевский мастерски работает с эмоциональной, контрастной фактурой, добиваясь от музыкантов эффектного звучания.

comments powered by HyperComments