Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум»

9.12.2018. Пиано-форум

9 декабря в Концертном зале имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии звучала волнующая музыка Сергея Прокофьева и Сергея Рахманинова. В рамках Международного фестиваля фортепианного искусства «Пиано-форум» в виртуозном исполнении талантливых российских пианистов — Алексея Старикова (фортепиано, Москва) и Алексея Чуфаровского (фортепиано, Москва), Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева под управлением дирижёра Игоря Манашерова (Москва) прозвучала впечатляющая и незабываемая музыка. Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Сергеевича Прокофьева, Концерт для фортепиано с оркестром №2  и Рапсодия на тему Паганини Сергея Васильевича Рахманинова покорили сердца донецкой публики с первых нот.

Одна из задач фестиваля  фортепианного искусства «Пиано-форум» – предоставить возможность молодым исполнителям продемонстрировать свой талант перед широкой аудиторией на сцене Концертного зала имени Сергея Сергеевича Прокофьева.

Нередко молодым пианистам предоставляется шанс выступить в сопровождении прославленного Академического симфонического оркестра Донецкой филармонии.

На «Пиано-форуме – 2018» такая возможность представилась двум Алексеям, молодым пианистам, гостям из Москвы, с которыми нам удалось пообщаться за день до концерта.  Следует сказать сразу о том, что в Донецк Алексей Стариков и Алексей Чуфаровский приехали впервые, но до этого выступали в Луганске.

В 2016 и 2017 Алексей Чуфаровский выступал с оркестром, которым дирижировал Игорь Манашеров. Он и пригласил талантливого пианиста в Донецк.

С какими ощущениями ехали в Донецк и какие впечатления  у вас от города и людей?

А&А: Самые прекрасные впечатления! (хором): Нам удалось увидеть город, прогуляться по бульвару Пушкина, улице Артёма. Донецк — красивый, уютный, комфортный, спокойный город, очень приятные впечатления, приветливые люди.

Алексей Стариков: Мне не страшно было ехать в Донецк, хотя родные и опасались, но чему быть, того не миновать, от судьбы не уйдешь, как говорится… Не важно где ты, то ли в Донецке, то ли в другом городе или стране. Тем более после того, как мы прогулялись и увидели всё как есть, своими глазами. Очень приятные впечатления оставил город. Мне было довольно спокойно.

Алексей Чуфаровский: Я присоединяюсь к словам Алексея, ехал без опасений. Я волновался и думал больше о том, как исполню произведение. А город, атмосфера, люди в Донецке потрясающие, все здорово, прекрасно, спокойно и ничего страшного.

А&А: С радостью приняли приглашение приехать в Донецк. Встретились, познакомились, пока ехали, так как вместе до этого никогда не встречались.

-Как вы пришли в музыку?

А.С:  Я родился в Казани и воспитывался в музыкальной семье. Мои родители — профессиональные музыканты, папа пианист, мама скрипачка, брат младший тоже скрипач. Соответственно я себе другой жизни без музыки просто не представлял. Путь в музыку был предопределен. Выбор у меня был между двумя инструментами, как вы понимаете, фортепиано и скрипкой.  Мне очень нравилось звучание пианино. Способности музыкальные проявились довольно рано, заниматься и обучаться начал с 5 лет. В 4 классе отобрали в группу особо одарённых детей. Любовь к музыке и усердие позволили окончить музыкальную школу при консерватории, а потом Московскую консерваторию и защитить аспирантуру.

А.Ч.: Я не из музыкальной семьи, но нас с братом, как и всех детей, отдавали в разные спортивные секции, творческие кружки, всячески развивали и приобщали к музыке. Сначала я даже учился пару лет игре на баяне. Но тянуло меня всегда только к фортепиано. В возрасте 8 лет я всё-таки начал учиться игре на фортепиано в родном городе Кургане. Определенные успехи были, интересные музыкальные конкурсы, азарт победить, мне нравилось играть на фортепиано. В 2008 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

— Возможно в детстве вас впечатлило какое-то произведение музыкальное или исполнение?

А.С.: Да, у меня было такое. Мне в возрасте 6 лет очень нравилась «Лунная соната» Бетховена, название и музыка в первой её части. Я даже просил своего учителя научить меня  играть её. Он сказал, улыбаясь, вот подрастёшь, тогда и сыграешь. Все так и случилось.

А.Ч.: У меня такого произведения и ярких впечатлений, особых потрясений музыкальных не было и вообще я в детстве музыку не особо слушал. Мой глубокий интерес к музыке появился гораздо позднее. Я не очень-то интересовался произведениями и любил музыку. Больше этого хотели родители. В детстве, я, как и все дети, хотел просто гулять. Ребёнком мне, как и всем моим сверстникам, хотелось больше побегать и поиграть. Я возмущался и протестовал, почему я не могу играть, как все и хотел, как другие дети, играть во дворе, а не заниматься за инструментом. У меня были впоследствии успехи на небольших конкурсах и это доставляло мне радость, но настоящий интерес к музыке у меня появился гораздо позднее, когда я приехал обучаться в Москву в ЦМШ. Кстати, мы с Алексеем Стариковым учились в одной музыкальной школе и даже у одного педагога, только в разные годы. Только тогда эта вдохновенная атмосфера музыкальная увлекла и меня. Мои сверстники там много уже всего знали, исполняли, а я тоже много знал, благодаря моим педагогам. Но мне предстояло узнать ещё больше и меня начали со всем этим знакомить и обучать новым интересным знаниям, появился интерес и азарт.

-Как возникла идея этого концерта и визита в Донецк?

А.Ч.: Приглашение приехать в Донецк на фестиваль фортепианного искусства «Пиано-Форум» исходило от руководства Донецкой филармонии. Я работал с дирижёром Игорем Манашеровым в Луганске в 2016-2017 годах.

А.С.: Я не работал до этого с Игорем Манашеровым, познакомился впервые в Донецке.

-Как вам этот опыт общения и работы с Симфоническим оркестром в Донецке?

А.С.: Понравилось, очень хороший оркестр и атмосфера благоприятная, интересно работать.

А.Ч.: Согласен, это так.

-Зал Донецкой филармонии небольшой, но комфортный, как и город?

А.Ч: Да, зал правда небольшой, акустика хорошая, но всё же работа определенно происходит, она ещё и завтра будет продолжаться. У меня есть правило, когда я сам выступаю сольно и с оркестром, я записываю своё исполнение на телефон из зала, потом прослушиваю, чтобы понять все недочеты. После репетиции слушаю себя. Бывают разные сложности, бывает их меньше или больше, но работа в этом направлении ещё продолжается, грубо говоря громче, тише, работа по звучанию происходит, все еще в процессе.

-Вы привезли нам потрясающую музыку, чем обусловлен выбор произведений?

А.Ч.: В принципе, нам дали свободу в этом выборе. Посоветовались с педагогом и привезли лучшее.

А.С.: Нас спросили, что бы вы хотели играть. Я предложил концерты на выбор. Я давно хотел выучить и исполнить Первый концерт Сергея Прокофьева, Второй я уже исполнял. Тем более ответственно и почетно исполнить это произведение здесь на родине Сергея Сергеевича.

-Какие конкурсы, фестивали вам запомнились?

А.Ч.: Меня поразили концерты в Луганске, там же я познакомился и с дирижёром Игорем Манашеровым, который предложил поучаствовать в фестивале «Пиано-Форум». Незабываемые Международный конкурс пианистов памяти Веры-Лотар Шевченко (Екатеринбург), Международный конкурс пианистов в Москве, «Astana Piano Passion». Мне на данном этапе все интересно и важен этот исполнительский опыт, поэтому стараюсь ездить и принимать участие в различных конкурсах, их не так много. Во всем нахожу положительные стороны, ценю предложения и участвую в конкурсах. Куда бы не позвали, я соглашаюсь и ценю каждое предложение.

А.С.: Я побольше поездил по Европе, по миру, по России. Играл во многих городах России, в различных концертных залах Франции, Литвы, Италии, Испании, Голландии, Германии, Швейцарии. Выступления в каждой стране запоминаются чем-нибудь особенным. Поразили концерты в Индии и Китае, там, в основном, предпочитают другую музыку. Классическая музыка не звучит так часто, она там в диковинку. Но всегда всё по-разному бывает. В этот раз собралась публика заинтересованная и серьезная, праздновали 70 лет отношений между Россией и Индией, слушали внимательно, вроде бы понравилось. В принципе публика всегда хорошо реагирует, если исполнитель выкладывается максимально и от него исходит эмоциональная отдача. Музыка не знает границ и понятна без слов. Это особенно чувствуешь, выступая в таких странах с русской классической музыкой.

-Какие чувства вызывает в вашей душе музыка Сергея Прокофьева?

А.С.: Это один из моих любимых композиторов. Особенно моим любимым произведением является Второй фортепианный Концерт Прокофьева, но завтра буду исполнять Первый не менее интересный. Сергей Прокофьев потрясающий пианист и композитор, его музыка особенная —  новаторская. Понимание этого пришло ко мне не сразу. В начале в ЦМШ, в консерватории для меня было это сложновато, относился к ней с опасением. Потом, когда «выигрываешься» и накапливается определённая база исполненных произведений Рахманинова, Шопена, тогда хочется повышать уровень, появляется потребность в новой музыке, выбираешь что-нибудь посложнее. В консерватории я для себя открыл творчество Сергея Прокофьева, а в аспирантуре уже полюбил его произведения.

-К сложной серьезной музыке возникает интерес одержимый не сразу ведь, как это происходит?

А.С.: Мы же занимаемся все время, каждый день и музыка это уже часть нашей жизни. Музыка — часть нас самих. Нет такого, что хотим — не хотим, нравится — не нравится, играть надо и ты воспринимаешь эту музыку, как данность. Естественно, что-то нравится или не нравится, какую-то музыку ты очень любишь, какую-то не очень, а какую-то вообще. Я стараюсь не играть, то что мне не нравится. У каждого композитора есть удачные произведения и не очень. Я стараюсь играть то, что близко мне  по душе, так и выбираешь и открываешь для себя все самое.

— А что близко душе?

А.С.: Шопен, Рахманинов, Прокофьев, Лист, Бетховен репертуар большой…

-И каждое произведение разных композиторов пробуждает чувства, вызывая в душе разные образы?

А.С.: Да, разные состояния и чувства. Просто, вот чем отличается эталонное произведение от просто хорошего? Тем, что, когда ты к нему возвращаешься, оно опять вызывает в тебе сильные чувства! А есть произведения просто хорошие и ты в начале очаровываешься, они тебе очень нравятся, а потом эти чувства от произведения немного сглаживаются. Значительные же произведения с каждым разом вызывают в тебе яркие, незабываемые чувства и ты всегда, окунаясь в них, возвращаешься к первоначальному восторгу.

Что значит для вас музыка Сергея Рахманинова?

А.С.: Музыка Рахманинова именно такая, о которой мы говорили, каждый раз, соприкасаясь с ней, возвращаешься к первоначальному восторгу. Сергей Рахманинов один из любимых композиторов.

А.Ч.: Сергей Рахманинов один из моих любимых композиторов. Но ничего конкретного эта музыка, когда я ее исполняю сам, у меня не вызывает в плане образов, только чувства.

-Вы стараетесь уйти от эмоций, когда исполняете произведение?

А.Ч.: Нет, когда я исполняю произведение, я стараюсь от эмоций не уходить, но образов никаких у меня не возникает. Это может быть редко и в тех случаях, когда я кого-нибудь слушаю сам, а не играю, только тогда. Эмоции, увлеченность, вдохновение возникает,  но не образы. Сергей Рахманинов один из моих любимых композиторов, поэтому буду исполнять Второй концерт фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова.

-Творчество каких ещё композиторов вам дорого?

А.Ч.: Чайковский, Мусоргский, я к русским композиторам отношусь с особенной любовью, а из западно-европейских люблю Бетховена, Шопена, Шумана, Баха, безусловно. Музыка многих композиторов нравится, бывают, нравятся выборочно произведения у какого-то композитора. Вот, например, у Игоря Стравинского я очень люблю «Петрушку», и в оркестровом, и фортепианном варианте. Не знаю, почему, но это одно из тех произведений, которое я готов играть каждый день бесчисленное количество раз, просто так нравится, это доставляет мне массу удовольствия! Нравятся некоторые балеты, а всеобъемлюще я люблю творчество Рахманинова, Чайковского, Мусоргского, там, что ни возьми — все гениально!

А.Ч.: У Рахманинова, например, такая палитра эмоциональных красок, что всей жизни не хватит их описать! Много всего, палитра там от самых радостных и до самых горьких, трагично-драматичных эмоций. Конечно, там такой апофеоз, что все перекрывает радость!

Вот такой интересный разговор после репетиции состоялся с талантливыми пианистами Алексеем Стариковым и Алексеем Чуфаровским. А вот что о предстоящем концерте и встрече на фестивале «Пиано-форум» рассказал дирижер Игорь Манашеров:

Игорь Манашеров.: Приглашение поступило от руководителя Донецкой филармонии Александра Парецкого и я с удовольствием согласился, так как у меня осталось очень приятное впечатление от моей первой поездки в Донецк, которая состоялась в апреле этого года, когда проходил фестиваль «Прокофьевская весна». Был очень хороший приём, было приятно работать с Симфоническим оркестром, публика очень тёплая.
В этот раз выступление состоится с молодыми и талантливыми солистами и симфоническим оркестром Донецкой филармонии. Вчера мы успели посмотреть город, очень понравилось. Здесь у вас тихо, спокойно и хорошо.
Хотя не все соглашаются ехать, смущает некоторое предубеждение от происходящего здесь. Лучше один раз увидеть самому, нежели услышать. Никогда и не подумаешь, что что-то здесь может происходить и происходило такое. Поэтому я желаю всем жителям Донбасса мира, чтобы вся эта ситуация скорейшим образом завершилась и разрешилась мирным путем! Я понимаю всё то внутреннее напряжение, которое люди испытывают и с этим живут, к этому привыкнуть нельзя, невозможно. И только музыка и спасает. Мы рады подарить великое искусство людям, которые этого достойны.

— Спасибо за эти проникновенные слова, поддержку и за потрясающую музыку, которая прозвучит в рамках фестиваля, для нас все это очень важно.

Прозвучит музыка Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. Что Вы испытываете, находясь внутри этой музыки?

И.М.: Безусловно, Рахманинов и Прокофьев — это особая глава в истории музыки, те композиторы, к творчеству которых хочется обращаться  и возвращаться постоянно, относишься к ним с особым трепетом и любовью! Тем более, если говорить о Втором фортепианном концерте, это же уникальное произведение Сергея Рахманинова, посредством которого он выходил из душевного кризиса. Я согласен это, действительно океан чувств и эмоций, мощь во вступлении и первая тема очень похожа, столько нахлынувших чувств. Эта удивительная музыка, затрагивая сердца и струны души, никого не оставляет равнодушным, вызывая бурю эмоций, светлые и радостные чувства.

-2018 год — юбилейный год для Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева. Как Вам работается с оркестром?

И.М.: С оркестром работается хорошо, легко, чувствую отклик, внимание музыкантов, заинтересованность в чёткой и слаженной, плодотворной работе. Я могу сказать только тёплые и самые хорошие слова в адрес музыкантов оркестра, так как я понимаю какой это нелегкий труд. Я это прекрасно все понимаю. Хочу поблагодарить главного дирижера оркестра Владимира Заводиленко, чья работа в оркестре слышна и видна.

-Как Вы пришли в музыку и стали дирижёром?

И.М.: Наверное, это была мечта детства. Родился в Ленинграде. Я с 5 лет стал заниматься музыкой, игре на фортепиано. Попутно всегда пел в хоре. Попал в хоровое училище имени М. И. Глинки. В то время у меня возникло очень сильное желание стать дирижёром и именно симфонического оркестра. Хоровое училище готовило хоровых дирижёров, но мне хотелось заниматься именно симфонической музыкой. Поэтому путь и устремления мои были предопределены. Я этого не помню, но свидетели мама и бабушка, как я становился и говорил, что  буду дирижёром Кировского театра, сейчас Мариинского. Родители мои не профессиональные музыканты. Мама и бабушка учились в музыкальной школе и очень любили музыку. В нашей семье был один профессиональный музыкант — мой прадед Николай Юхновский, он был дирижёром симфонического оркестра. Одно время он был даже дирижёром Луганского оркестра. Всё взаимосвязано и перекликается в этой жизни, как ни странно.

9 декабря 2018 года талантливые российские пианисты совместно с  Академическим симфоническим оркестром им. С. С. Прокофьева под управлением дирижёра Игоря Манашерова (Москва) подарили слушателям настоящий праздник — торжество великой музыки! Важно обратить внимание на выбор произведений, прозвучавших в программе Международного фестиваля фортепианного искусства — это  шедевры классики!

Музыка отражает время и неразрывно связана с жизнью композиторов. Для того, чтобы лучше ее понять, узнать и почувствовать, следует вспомнить факты биографии и перелистать страницы истории. Смелый и прогрессивный новатор — Сергей Прокофьев в «Автобиографии» пишет: «Весной 1914 года, в возрасте 23 лет, для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов, мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился. В результате длинного и бурного совещания премию присудили мне».

«…Первый фортепианный концерт — сочинение двадцатилетнего Сергея Прокофьева — вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь, — пишет композитор, дирижёр, пианист и педагог Дмитрий Кабалевский. — Восторженные голоса смешались в этой буре с голосами, решительно отвергавшими и само сочинение и его юного автора. Концерт оказался слишком необычным и не столько по форме, языку и приёмам, сколько по взрывчатой силе своего жизненного содержания, остро контрастировавшего музыкой декадентских салонов того времени. Творческий пафос Первого концерта Прокофьева заключался в продвижении нового и самобытного фортепианного языка. Декларация была талантлива и чрезвычайно напориста. Её девиз — стремление «бросить вызов», «огорошить новизной» и тем самым «сломить сопротивление» музыкальных консерваторов, стремящихся во что бы то ни стало развивать искусство, только исходя из застывших канонов прошлого. Жизнь решила этот спор, не торопясь, но уверенно. Первый концерт Сергея Прокофьева исполняется во всем мире до сих пор, привлекая внимание крупнейших пианистов и неизменно вызывая успех у публики».

В виртуозном исполнении Алексея Старикова Концерт №1 ре-бемоль мажор Сергея Прокофьева прозвучал, удивляя и поражая слушателей не менее, чем тогда, в 1914 году. Удивительная Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова завораживала своим темпоритмом и красотой.

В  исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева, дирижёра Игоря Манашерова и талантливого пианиста Алексея Чуфаровского прозвучал Концерт №2 до минор — нарастающие волны безбрежного океана, музыка Сергея Рахманинова безраздельно поглощала и восхищала красотой всех ценителей фортепианной классики, приводя слушателей Концертного зала Донецкой филармонии в восторг, вызывая шквал ярких эмоций, пламенных чувств и аплодисментов.

Алексей Стариков исполнил красивейший Этюд «Кампанелла» (Паганини — Лист), Алексей Чуфаровский вдохновенно и музыкально рисовал «Этюды-картины» С. В. Рахманинова. Художественные полотна великих композиторов, прозвучавшие в исполнении молодых  талантливых московских виртуозов, покорили своей изысканной эстетикой и красотой.

Отзвучали заключительные аккорды Международного фортепианного фестиваля «Пиано-Форум — 2018», зажигая новые имена, вызывая яркие впечатления и оставляя в душе светлые чувства радости и счастья.

Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум» по праву называют  стартовой площадкой для  молодых исполнителей. Организаторы фестиваля намерены и далее открывать новые имена, которые своим талантом и искусством впишут яркие страницы в историю культуры Донецкой Народной Республики.

До новых встреч на «Пиано-Форуме — 2019»!