О чем поет струна твоей гитары?

Для газеты «Донецкое время» уже стало доброй традицией знакомить своих читателей с выдающимися культурными деятелями Донбасса. Павел Иванников – гитарист, дипломант международных конкурсов, доцент Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева, инициатор создания и постоянный участник международного гитарного фестиваля «Хрустальные струны» – рассказал нам, как зарождалось искусство гитары в Донецке.

Гитарные пионеры

Музыка И. С. Баха, М. де Фальи, Э. Жизмонти, И. Альбениса, Стинга, рожденная его гитарными струнами, погружает слушателя в другой, неизведанный мир. А все началось с того, что десятилетнему Паше очень нравилось наблюдать за уличными гитаристами и хотелось как можно скорее перенять их мастерство.

Как только мальчику купили гитару, он начал серьезно обучаться.

– В 1-й Горловской музыкальной школе не было класса гитары, – рассказывает Павел Владимирович, – но мне повезло, что рядом был музыкальный салон, где мне преподавал Николай Иванович Поняев. Вначале к нему пришел я, а уже потом мой брат (он младше на 5 лет). Ноты, теорию изучал в музыкальной школе.

Юному гитаристу хотелось полностью овладеть струнным инструментом, познать его таинства, поэтому после 10-го класса он без раздумий подал документы в Донецкое музыкальное училище.

– Было очень много претендентов, но я поступил, – вспоминает наш собеседник. – На 2-м курсе меня забрали в армию. Тем временем Аркадий, младший брат, шел по моим стопам. Когда я вернулся из армии, он уже учился на 1-м курсе в музыкальном училище, так мы связали свою судьбу с Донецком.

Когда Павел и Аркадий обучались в училище, а это было в конце 1970-х – начале 1980-х, класса гитары в городе не было. В СССР вообще такие классы были только в трех консерваториях: Киевской, Львовской и Свердловской (сейчас – Екатеринбург). Не было даже в Москве и Ленинграде. Собственно, поэтому братьям и пришлось постараться открыть его в Донецке.

Активное участие в музыкальной жизни города и области позволило Павлу и Аркадию поехать в Киев, в Министерство культуры, и договориться о том, чтобы им разрешили открыть класс гитары.

– К нашему удивлению, к нашей просьбе отнеслись нормально (мы ожидали бюрократию, столкновение с другими трудностями). Хотя нам в Киеве говорили: «Хотите обучиться – езжайте во Львов!» А там уже тогда понимали: как ребята из Донбасса на украинском языке-то будут учиться? Откровенно говоря, в киевской консерватории были свои расклады, и гитаристов было мало, да и брали в основном народников других направлений. У нас были отличные характеристики, и нашлись добрые люди, которые замолвили за нас словечко, с тех пор класс гитары начал свою работу и не закрывался по сей день, – с улыбкой рассказывает музыкант. – Хотя мы и не первооткрыватели: до нас Дмитрий Маркович Кривенко (педагог-гитарист) обучал игре на инструменте, но после него класс гитары не сохранился. Вот и пришлось его заново открывать, только уже через несколько лет.

В 1983 году Павел с братом Аркадием одновременно окончили Донецкий музыкально-педагогический институт (ныне ДГМА им. С. С. Прокофьева), где учились на кафедре народных инструментов у Виктора Марковича Кривенко (во время учебы консультировались и у других музыкантов, в частности у Валерия Никитовича Ивко).

– После окончания академии мы работали в Донецкой филармонии в основном на разовых концертах: нас приглашали, но редко. Поэтому мы с братом и решили на время уехать, и нашли себе место в Полтавской филармонии.

Приехали два никому не известных симпатичных парня, хорошо играющих на гитаре, еще и с дипломом о высшем музыкальном образовании – тогда это была редкость на советском музыкальном пространстве. В Полтаве мы получили право сольного концерта, а вот звание не успели получить. Хотя мы были единственным дуэтом классического исполнения, гастролирующим по всей территории СССР.

Международный статус

В 1981 году братья Павел и Аркадий Иванниковы, еще будучи студентами Донецкого музыкально-педагогического института, предложили провести фестиваль, который собрал бы всех гитаристов Советского Союза.

– Первый фестиваль имел грандиозный успех: продолжался пять дней, собрав около 200 участников из 38 городов СССР – педагогов, студентов, исполнителей. К нам приехали с Сахалина, Камчатки, Дальнего Востока, Урала, из Сибири, Минска.

Первые два дня со сцены звучала музыка в исполнении Костаса Кочолиса – тогда еще молодого, 24-летнего греческого гитариста, лауреата международных конкурсов. Помимо трехчасовых вечерних концертов, проходили дневные концерты, методические лекции и семинары, состоялся неофициальный конкурс гитарных мастеров.

Второй фестиваль прошел уже через 1,5 года. Трудно переоценить влияние подобных мероприятий на развитие гитарного движения в СССР. Во время становления гитары как академического инструмента фестиваль стал по-настоящему знаменательным и резонансным событием. Вскоре возникли похожие фестивали в Жданове, Полтаве, Днепропетровске и других городах.

В 1990 году регулярно проводимый фестиваль получил официальный статус международного, подтвердив тем самым свое весомое место в гитарном мире CCCР.

– В 2021 году нашему фестивалю исполнится 40 лет. Это старейший фестиваль классической гитары, который продолжается, и это самое главное.

Сейчас на личном счету Павла Владимировича 11 международных гитарных фестивалей, проходивших в Донецке через год, а начиная с 2003 года – ежегодно. В 1997 году Павел и Аркадий Иванниковы записали диск «Ностальгия» (Nostalgia). Дуэтом было создано более 100 телепрограмм «Звучит гитара», которые вышли в эфир сначала на донецком телевидении, а потом и на республиканском. Донецким музыкантом выпущены шесть нотных сборников средним тиражом 5 000 экземпляров каждый, в том числе хрестоматии для учащихся ДМШ (подготовительный и 1-й класс; 3-й и 5-й классы, хрестоматии для 2-го и 4-го классов).

Удивительно, что гитаристами стали и сыновья Павла Иванникова Владимир и Тимур, они лауреаты международных конкурсов (преподавателем обоих является отец).

В настоящее время Павел Владимирович Иванников доцент кафедры струнно-щипковых инструментов Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева и преподаватель Донецкого музыкального училища, солист камерного оркестра «Виола» Донецкой областной филармонии.

Газета «Донецкое время»

Автор Евгения ШУЛЬЦ. Фото из личного архива Павла ИВАННИКОВА

4 декабря 2019 г.