Почему Концертный зал Донецкой филармонии носит имя Сергея Прокофьева?

23 апреля исполнилось 126 лет со дня рождения одного из самых значимых композиторов XX века. Он прославился своими мировыми шедеврами: симфонической сказкой «Петя и Волк», балетом «Ромео и Джульетта», меланхоличной симфонией  №7 и многими другими произведениями. Концертный зал столичной филармонии Донецкой Народной Республики носит его имя. Им гордится Донбасс…

dfb09cc04423c013b198ed8f0266b5a2

Русский и советский композитор, пианист, дирижёр, литератор, Народный артист РСФС, Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий – Сергей Сергеевич Прокофьев. Он написал 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, оратории и кантаты, камерную вокальную и инструментальную музыку, музыку для кино и театра. Более 130 его сочинений вошли в мировую сокровищницу музыкальной культуры. В его честь Донецкая государственная академическая филармония проводит фестиваль «Прокофьевская весна», ведь он наш земляк, который прославил наш край во всем мире.

85793445

И пальцы тянулись к роялю…

Весной 1878 года молодой агроном Сергей Алексеевич Прокофьев со своей женой Марией Григорьевной приехали в живописную деревню Сонцевка  Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное). Перед их глазами раскинулись зеленые сады, домики и бескрайние уходящие вдаль степи Донбасса, залитые солнечными лучами. В этом краю они прожили долгие годы. Здесь 23 апреля спустя 13 лет у них родился сын, которому суждено было стать знаменитым.

Семья Прокофьевых в Сонцевском саду 1892 год

Сергей Сергеевич Прокофьев, позже вспоминая детские годы, говорил, что жил он в доме одноэтажном, приземистом с белыми стенами и железной зеленой крышей. Потолки были низкие, полы желтые, на мебели чехлы, так как обивка была слишком старая и пришла в негодность.

Однако в этот, казалось бы, провинциальный уголок, живущий своими мелкими заботами, часто врывалось дыхание большой жизни. В доме Прокофьевых звучала музыка Бетховена, Шопена, Листа, Чайковского… Мелодии захватили разум и сердце маленького Сережи, и он потянулся к роялю. В 5 лет пальцы будущего маэстро коснулись клавиш инструмента, и уже через несколько месяцев им были написаны первые пьесы. Первое произведение называлось «Индийский галоп». В то время взрослые часто говорили о голоде, который свирепствовал в Индии, и это нашло отражение в музыке юного композитора. Мать аккуратно записывала все его сочинения в нотную тетрадь, благодаря чему они сохранились до наших дней. Потом Сергей, обучившись нотной грамоте, сам стал записывать свои произведения.

К 10 годам у него уже был свой внушительный сборник, в который входили две оперы. Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанима
ют одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. Педагог отмечал, что «среди нот, которые Сережа особенно часто и охотно рассматривал, были сборники русских народных песен Балакирева, Римского-Корсокова, Лядоimg4ва». По словам педагога, народные песни оставили
след в его творчестве. В сочинениях Прокофьева были часто слышны народнопесенные обороты.

В 1900 году маленький Сережа впервые едет в Москву, где знакомится с игрой симфонического оркестра. «Фауст» и «Князь Игорь» глубоко западают ему в душу.

В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Он окончит обучение сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.

 

«Петербургский период»

KonsКак вспоминал сам Сергей Прокофьев, переезд в Петербург ознаменовал новый «петербургский» этап в жизни композитора. Мальчик из Донбасса принес экзаменаторам консерватории две папки своих сочинений, содержавших четыре оперы, две сонаты, симфонию и фортепианные пьесы. Отличный слух, общая музыкальная грамотность и одаренность, а также несомненные композиторские данные произвели самые благоприятные впечатления на комиссию.

Сергея Прокофьева приняли в Петербургскую консерваторию в класс инструментовки Н. А. Римского-Корсакова, класс композиции А. К. Лядова, класс музыкально-теоретические дисциплины Я. Витола, фортепиано А. Н. Есиповой и дирижирования Н. Н. Черепниной.

«Сережа Прокофьев был высокий и подвижный мальчик, ярко выраженный блондин с живыми глазами, с хорошим цветом лица, с яркими крупными губами, очень аккуратно одеты и аккуратно причесанный. Держался он с достоинством», — именно так описала композитора одна из соучениц, а впоследствии подруга пианистка Вера Владимировна Алпрес. Затем, узнав его поближе, она отметила, что его «характер прямой, честный, строгий, смелый, порой доходящий до дерзости. Он был наблюдателен и остроумен, склонен к озорству. Все эти качества объединяли сверкающий блеск его таланта».365753197

В годы учёбы в консерватории Прокофьев завязывает дружеские отношения с композиторами Николаем Мясковским и Борисом Асафьевым, знакомится с Сергеем Рахманиновым. В апреле 1910 года состоялось знакомство Сергея Прокофьева с Игорем Стравинским. Во время долголетнего соперничества двух композиторов «каждый из них неизбежно соизмерял сделанное с работой и успехами другого».

Первое публичное выступление в качестве композитора и пианиста состоялось в концерте петербургского кружка «Вечера современной музыки». Рецензенты отметили оригинальность, несомненный талант, творческую фантазию, экстравагантность, необузданную игру фантазии и изобретательность Сергея Прокофьева. В рецензии было также сказано, что молодого автора относят к «крайнему направлению модернистов», который «заходит в своей смелости и оригинальности гораздо дальше современных французов». Прокофьев закрепляет свой успех последующими выступлениями и завоевывает признание и авторитет.

Первым изданным произведением Прокофьева стала фортепианная соната ор. 1, выпущенная в 1911 году издательством «П. Юргенсон».

Молодой композитор победил в конкурсе среди пяти лучших учеников выпуска исполнением своего Первого фортепианного концерта, и был удостоен золотой медали и награждён почётной премией имени А. Г. Рубинштейна — роялем фабрики «Шрёдер».14090701

Летом 1914 года, по окончании консерватории, Прокофьев поехал в Лондон, где посетил концерты Шаляпина и Штрауса, а также познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Эта поездка имела крайне важное значение для дальнейшего роста композитора. Дело в том, что Дягилев был на то время своеобразной фигурой русского искусства. Сам он профессионалом не был, но оказывал влияние на развитие русского балета, живописи и музыки. Особенно в Западных странах. Прокофьев тесно и плодотворно сотрудничал с Дягилевым влоть до смерти последнего в 1929 году. Композитор из Донбасса создал четыре балета: «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын», первый из которых поставлен не был.

Революция и скитания

Сергей Прокофьев в Чикаго

Сергей Прокофьев в Чикаго

Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, где задерживается на два месяца и дает два концерта в Токио и один в Иокогаме. Оттуда добивается разрешения переехать в США. В своем дневнике он пишет: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду. Лишь бы Америка не чувствовала вражды к сепаратным русским! И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?» Первый концерт Прокофьева состоялся в Нью-Йорке 20 ноября 1918 года.

Повесть о заграничных скитаниях Прокофьева пестра и богата событиями творческого и личностного характера.

Во второй половине 1920-х и в первой половине 1930-х годов Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе как пианист (исполнял преимущественно собственные сочинения), изредка также как дирижёр (только собственных сочинений). Пару раз заглядывал в СССР. В 1932 году записал в Лондоне свой Третий концерт (с Лондонским симфоническим оркестром) и в 1935 году в Париже — ряд собственных фортепианных пьес и обработок. Этим исчерпывается наследие Прокофьева-пианиста.

В 1927 году Прокофьевы получили советские паспорта, необходимые для первой гастрольной поездки по СССР. Девять лет спустя они возвращаются в Советский Союз и постоянно проживают в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

На Родине

Первой работой Прокофьева для Советской аудитории была музыка к фильму «Поручик Киже». Произведение получило широкую известность. Во время записи дирижировал Дунаевский, с которым композитор из Донбасса тогда и познакомился. Вслед за этим Прокофьев стал писать музыку к спектаклям.

В 1936 году по инициативе Наталии Сац он написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк».

Прокофьев вступал в новый период творческих исканий, которые привели к созданию произведений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. На пятом десятке лет он работал с той же энергией, что и в годы юности. С ним в Советскую музыку вошла могучая творческая сила.

33ijurlzfi

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Согласно Кшиштофу Мейеру, Пятая симфония Прокофьева «вошла в список наиболее выдающихся произведений, тематически связанных с трагедией Второй мировой войны». Важнейшим сочинением военного периода стала опера «Война и мир» по одноимённому роману Льва Толстого. Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный».

В феврале 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», в котором передовые советские композиторы (Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Попов, Шебалин, Хачатурян) были подвергнуты резкой критике за «формализм». Ряд сочинений Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств был запрещён к исполнению. 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменён.

44500518

С 1949 года Прокофьев почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной для широких масс, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. Ушел из жизни один из крупнейших музыкантов ХХ столетия. Ушел полный творческих планов. Весь музыкальный мир скорбел о его утрате.

Послесловие

Сергей Прокофьев всегда был в творческом полете, в авангарде музыкальных экспериментов и проявил себя как новатор музыкального языка. Он насыщал свои гармонии звуками, пробовал настолько смелые комбинации, что порой публика отвергала это. Когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

krasnoe_prokofiev_02

Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Он не раз применял это в других произведениях.

Со временем его стиль стал спокойнее и умереннее. Модерн приобретал черты романтизма, что в итоге породило знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

imagesА симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах.

Барельеф Сергея Прокофьева в фойе Донецкой государственной академической филармонии

Барельеф Сергея Прокофьева в фойе Донецкой государственной академической филармонии

Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Прокофьев приобрел бессмертие в своем искусстве. Истинное значение художника познается со временем, которое отсеивает все слабое и случайное. Окидывая взглядом панораму наследия композитора из Донбасса, поражаешься тому, как смело и сильно он действовал несмотря ни на что. Прокофьев – это не просто авторитет, а настоящий творческий гений. Его творчество навсегда останется для людей сокровищем мировой культуры.

Донецкая государственная академическая филармония трепетно хранит наследие великого композитора. Его произведения играют на сцене и он всегда есть в РЕПЕРТУАРЕ.

Фестиваль "Прокофьевская весна" в Донецкой филармонии

Фестиваль «Прокофьевская весна» в Донецкой филармонии

 

comments powered by HyperComments