Посвящение Андрею Дементьеву

В память о замечательном поэте и человеке, 5 декабря в Донецкой филармонии «светлой музыкой вдохновения» прозвучало посвящение Андрею Дементьеву.

«Каждый день, как подарок…
Лотерейный билет.
Уж пора мне быть старым,
да не чувствую лет.
Я живу в тех же ритмах,
как в весенних годах.
В прозаических битвах,
в поэтических снах…»       (Андрей Дементьев)

Андрей Дементьев – российский поэт, в прошлом — редактор легендарного журнала «Юность», ведущий на телевидении, автор передачи «Виражи времени», которая много лет выходила на «Радио Россия». Стихи Андрея Дмитриевича не оставляют равнодушными, добираются до самых потаенных струн души, очаровывая невероятной искренностью и  музыкальностью, поэтому десятки произведений  поэта превратились в популярные песни.

Заслуженные артисты Украины Анна Братусь, Светлана Ломко, Анатолий Юхнов, Людмила Бородицкая, Светлана Ольховиченко, дипломант международных конкурсов Елена Трофименко, лауреаты международных конкурсов Виктория Гонца, Кирилл Волженцев, Герман Рудницкий подарили слушателям прекрасные произведения на стихи Андрея Дмитриевича Дементьева.

Прозвучали «Чайки над водой»«Отчий дом»«Лебединая верность»«Баллада о матери»«Письмо отца»«Алёнушка»«Созвездие любви»,  «У Есенина — день рождения»«Натали»«Ах, как хочется влюбиться». Все мы на миг окунулись в море красоты, любви, весны, очаровательную сказку творчества Дементьева. О жизни и непростой судьбе поэта рассказала музыковед Тамара Соловьёва.

Андрей Дементьев.

«… Если жизнь вас чем-то огорошит, горькою разлукой или злом, –

Вспомните о чём-нибудь хорошем, что осталось некогда в былом…

Вспомните ночную нежность моря, утреннюю музыку лесов…

И тогда утихнет ваше горе, отойдет на несколько часов. 

Полегчает вам от встречи с прошлым. Вы себе признаетесь тогда: 

Боже мой, как счастливо я прожил некие мгновенья и года. 

Я воспоминанием спасаюсь, ухожу в любимый день иль год. 

Силами в минувшем запасаюсь против всех сегодняшних невзгод. 

В тяжкой хвори иль на навете грязном, когда жизнь — как молчаливый крик,

Вспомните о чем — нибудь прекрасном, вновь переживите этот миг! 

Вспомните о чём-нибудь прекрасном, вновь переживите этот миг!»

В поэтических строках Андрея Дементьева отражены главные черты характера поэта – жизнелюбие, оптимизм, уважение к людям, умение видеть красоту мира и каждого мгновения жизни.

Мастер художественного слова Элеонора Шавло, как напутствие, прочитала незабываемые строки Андрея Дементьева:

«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
с этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
да надежды, как птицы, парили в душе.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
но ещё гениальнее слушали вы…»

Андрей Дементьев: «Я никогда не приспосабливался»

 

Он такой же, как его поэзия, — энергичный, молод душой. Легкая походка, артистическая прическа, живой ум, феноменальная память: сложно поверить, что Андрею Дементьеву — 87. Подтверждение этому нонсенсу — новый сборник поэта «Я продолжаю влюбляться в тебя», где сплошь любовная, очень нежная и юная, лирика. Накануне дня рождения, который поэт сегодня отмечает в родной Твери, он побывал в «МК» на прямой линии с читателями.

Андрей Дементьев: «Я никогда не приспосабливался»

Правила прямой линии просты: читатели присылают вопросы на сайт, герой отвечает в режиме онлайн. Впрочем, беседа с Андреем Дементьевым вышла за рамки традиционного формата — иначе с таким человеком и не могло быть.

Рождённый в рубашке

— Андрей Дмитриевич, первый вопрос от читателя Ивана: если верить автобиографии, в 14 лет вы совершили попытку самоубийства. Конечно, вы были тогда совсем юным, психически неустойчивым человеком. Да и время было тёмное, страшное. И все же что за причина, что толкнула на столь отчаянный шаг? Отец репрессирован и сидит в тюрьме? Голод? Страх?

— Все, вместе взятое: война, дикий голод, страх (были налёты, бомбежки, город горел) — и вот это все на меня навалилось. Мало того, что отец и дед сидели в лагерях, мама мучилась от непосильного труда, бабушка болела. Невозможно было нормально жить. Невозможно было существовать. Это не психическая неустойчивость. Это совокупность всех бед, которые придавили меня. Однажды я включил плитку, вставил патрон, маме написал записку: «Мама, прости», потому что я понимал, что совершаю поступок, который мог её убить. Не знаю, судьба или Господь Бог спасли меня, но бабушка, которая ушла в магазин, вернулась — наверное, что-то забыла. Я услышал открывающуюся дверь и повернулся к ней в тот самый момент, когда произошел выстрел. Пуля прошла мимо. Я разорвал записку. И в ужасе подумал: как бы мои родные это пережили?! Это был момент человеческой слабости. Я потом никогда об этом никому не рассказывал. Ни мама, ни отец не знали об этом. Только позже в мемуарах вспомнил все. Я прожил большую жизнь и хочу сказать всем: всегда есть выход из любого положения, и этот выход не смерть, а жизнь. Нельзя до конца отчаиваться. После этого случая я стал оптимистом. Я верю в жизнь, которая научила меня многому: верить в людей, верить в будущее. Помните, что идти надо не затылком, а лицом вперёд.

— В вашей жизни был и другой случай, когда вы чудом спаслись от смерти…

— И не один. Был случай во время войны. Мы шли с ребятами в школу. Чтобы попасть туда, надо было ехать на трамвае. Трамваи ходили из 3–4 вагонов. Когда мы подбежали к остановке, трамвай уже тронулся. Все успели, а я прыгнул в двигающийся трамвай. Меня кинуло под колёса. Но удержался, потому что занимался гимнастикой, руки были сильные. Какая-то женщина решила мне помочь и разжать руки. Но я понял, что, если разжать их, я погибну. Тогда я подтянулся, откинулся и бросился назад… Месяц после этого я не ездил на трамвае. И еще был случай, коли мы заговорили о судьбе. 1953 год. Берия выпустил всех уголовников из тюрем. Мне был 21 год. Я поехал за город, на поезде на встречу с девушкой. Пока ждал ее, гулял по платформе, подошел к лесу. Вдруг оттуда выходит парень крепкого сложения, с очень плохим лицом. Я насторожился. Он мне говорит: «Кореш, тут до Калинина далеко?» — «Нет, 12 километров, можно пешком». — «Я живу на площади Ленина». И черт меня дернул сказать ему правду: «На площади Ленина никто не живёт, там только административные здания». И он тогда выхватил пистолет и говорит: «Я сразу понял, что ты мент. Следишь за нами?» Представьте мое положение. Не знаю почему, но я засмеялся, и это меня спасло. Он растерялся и сказал: «Не оборачивайся, иди». И я пошел вперёд и ждал выстрела в затылок. Он не выстрелил.

С супругой Анной

«Для меня карьера не существует, есть дело»

— Читательница Алла спрашивает: вы с удовольствием вспоминаете «Юность»? А поддерживаете отношения с коллегами из журнала?

— В моей жизни журнал «Юность» значил очень много. Я благодарен и журналу, и моим коллегам, и нашим авторам, среди которых столько знаменитых людей, которые составили славу русской литературы… И горжусь тем, что работал в этом журнале. Горжусь, что мы добились тиража в 3 миллиона 300 тысяч. Скольким мы дали дорогу в жизнь! Хотя было тяжело — цензура. Мы бились, доказывали. Я почти все напечатал. Но время было незабываемым. 21 год я отдал этому журналу. К сожалению, многие коллеги по журналу ушли из жизни: Аркадий Арканов, Борис Полевой, Борис Васильев, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Они у меня в памяти. В стихах. В журналах, которые я храню. Сейчас я почти ни с кем не поддерживаю отношения, потому что того журнала уже нет.

— Как вам кажется — особенно в свете Года литературы, — нужны сегодня такие журналы?

— В советское время все читали журналы. Прежде чем выходила книга, произведение публиковалось в журналах «Знамя», «Новый мир», «Юность». Они открывали новые имена, которые становились известными. Что касается Года литературы, я должен сказать, что у меня есть претензии к тем людям, которые отвечают за него. Я считаю, что государство недостаточно разработало программу для поддержки литературы. Не пополняются фонды библиотек. Сократилась подписка. Раньше книги молодых издавали за счет Литфонда. Сейчас начинающий автор приносит в коммерческое издательство рукописи, а ему говорят: у тебя имени нет. И кто прочитает, если не издать? Мне присылают огромное количество рукописей. Я вижу, что Россия талантлива. Но должна быть государственная программа помощи молодым писателям.

— Вопрос от Дарии о писательской ревности: вы могли опубликовать или не опубликовать кого-то из-за нее?

— Я абсолютно независтливый человек. Да, я возвращал рукописи. Но я приглашал автора и говорил честно почему. Сергей Юрский, Юрий Визбор, Александр Говоров — вот неполный список тех, кому я возвращал рукописи. Я думал, будет обида. Но нет. Творческий человек принимает или не принимает вашу позицию, но он должен быть выше обид. Писательская атмосфера, писательская среда всегда была сложной. Все в ней есть: и недоброжелательство, и зависть. Но надо подняться над этим. У меня был потрясающий пример. Я редактировал книгу Андрея Вознесенского и выбросил немало стихотворений. Он был уже очень знаменитым. Просто некоторые мне показались малоубедительными. Вознесенский был в ярости. Мы встретились, объяснили свои позиции и… подружились на всю жизнь.

— Вы написали много песен. А какая у вас любимая? — интересуется пользователь под ником Маркевич121.

— У меня много песен — больше двухсот. Важно, чтоб музыка совпала с поэзией. Однажды услышал по радио историю: мать увидела кадры, как ее пропавший без вести сын бежит в атаку, — и воображение дорисовало картину, что с ней происходит. И написал стихи — «Балладу о матери». Никогда я так быстро не писал. Эта песня для меня дороже дорогого. Еще одна песня, которую я не могу обойти, — «Лебединая верность». Ее поют молодые. Недавно ее исполнила Александра Воробьева на телеконкурсе «Голос» и завоевала первое место. Валя Бирюкова спела «Балладу о матери». Когда дают мелодию — талантливую, яркую, — легко работать и в то же время тяжело. Я сам вырос в музыке: я пел, дед пел, у меня мама пела в опере. Музыка перешла в стихи. Мои стихи, я это потом осознал, они музыкальны. Когда мутация прошла, в нашем Тверском музыкальном училище мне предложили пойти на вокал. Поэзия была дороже. Но музыка все равно осталась со мной. У меня много дисков. Композиторы берут мои стихи и пишут музыку. Бывает, я узнаю об этом случайно.

— А как же авторские права?

— Меня волнует не материальная сторона дела, но я хочу, чтобы со мной считались. Если мне присылают договор, где написано, что они могут менять мои стихи по своему усмотрению, — я, конечно, отказываюсь. Но это удивительное состояние радости, когда твои стихи поют.

— Евгений интересуется: оглядываясь назад, жалеете ли о чем-нибудь? Какие советы вы дали бы себе 15-летнему? А 25-летнему? Какой завет вы хотели бы передать современному молодому поколению интеллигентов 25–30 лет?

— Я думаю, не найдется ни одного человека, который бы ни о чем не жалел и не хотел бы что-то исправить. Но я стараюсь жить по принципу: никогда ни о чем не жалейте вдогонку. Я однажды совершил неблаговидный поступок: голосовал против одного преподавателя. Но я не был осведомлен о всей ситуации с ним. Я об этом очень жалею. Но самое главное — не изменять себе. Если ты сам себе судья, твоя позиция нравственная не позволяет тебе что-то совершить — не совершай. Вот это важно. В своих книгах я не могу ни от чего отказаться. Я бы прожил жизнь такую, какой она была.

— Приходилось ли переступать через себя, приносить в жертву карьере принципы? — спрашивает читательница Варвара.

— Я никогда не думал о карьере. Никогда не приспосабливался. Для меня карьера как таковая не существует. Есть дело, которому ты служишь. Сейчас во главу всего поставлены деньги. За них человек может изменить себе — это меня возмущает. У меня бывали случаи, когда «или — или». Могли снять с работы. Но я не отступался.

Жить по Чехову

— Живете по Чехову, спрашивает следующий читатель, имея в виду знаменитую цитату: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

— Совсем по Чехову мне трудно было бы жить. Но рядом со мной самый близкий друг, первый читатель, который помогает мне жить по Чехову, — моя жена. Нужно к этому стремиться. Все прекрасное всегда начинается с морали. Во мне хватает недостатков, слабостей, но я стараюсь бороться с ними.

 

— В Твери с размахом планируется отметить ваш день рождения. Как будете праздновать?

— У меня не круглая дата. В моей родной Твери открываем выставку картин Екатерины Рождественской в Доме поэзии. Поэты проведут мастер-классы. А вечером — концерт в филармонии. Для меня самое дорогое, что приедут мои земляки, мои друзья. Это ведь не только мой день рождения, но и день рождения Дома поэзии. Потом в Москве соберу всех, кто не смог в Тверь приехать. Я люблю отмечать день рождения. Собираются люди, которых я давно не видел.

— Какой подарок хотели бы получить?

— Для меня самый большой подарок — чтобы мои близкие всегда были здоровы. И чтобы у меня выходили книги, и чтобы их читали. Моя последняя книга «Я продолжаю влюбляться в тебя», посвященная моей жене, уже разошлась. В этой книге много лирики, больше двухсот стихотворений — и новых, и известных.

— Уже работаете над следующей книгой?

— Да, я сейчас пишу новую книгу. Написал в Израиле 20 стихотворений. Некоторые напечатаны в «МК». У меня такая давняя и трудно решаемая мечта: сделать книгу-альбом, в которой будут стихи, посвященные разным людям — моим друзьям, коллегам, соотечественникам. Я даю стихи, посвященные Вознесенскому, и рассказываю о нем. Пишу главу о Зурабе Церетели и привожу стихи о нем. Там наряду с известными есть и неизвестные люди. Я исповедую одну важную истину: людей неинтересных в мире нет.