Газета «Донецкое время». СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК

Автор Роман КАРПЕНКО. Фото Павла НЫРКОВА

25 января в Донецкой филармонии состоится особенный концерт. Свою юбилейную программу представит камерный оркестр «Виола». Правда, 30-летие коллектив отметил еще в прошлом году, но в рабочем круговороте всё никак не находилось время для праздничного концерта. Накануне события мы пообщались с руководителем оркестра. Валерия Путря рассказала читателям «Донецкого времени» о прошлом и настоящем своего коллектива, о казусах и достижения.

«Как в любой семье…»

– Валерия Евгеньевна, для музыкального коллектива 30 лет – это много или мало?

– Да это только начало! Особенно для нас, ведь мы вообще недавно начали новую жизнь.

– Расскажите в двух словах о своем оркестре.

– На сегодняшний день в «Виоле» играют 17 музыкантов. В первую очередь у нас струнные инструменты, но, кроме того, есть рояль и огромное количество всевозможных ударных, на которых работают два человека. Естественно, мы сотрудничаем с вокалистами.

– Наверняка война внесла корректировки в состав оркестра…

– Да, из довоенного коллектива нас осталось только шестеро. Остальные – это молодые музыканты, пришедшие в 2015 году. Многие из них студенты старших курсов консерватории, магистры. Очень талантливые ребята! Так что, можно сказать, сейчас у нас период смены поколений, передача опыта.

– Эти кадровые перемены как-то отразились на качестве исполнения?

– Нет, конечно. Я хочу сказать, что наш коллектив и раньше не был однородным в возрастном плане. Всегда есть старшие и молодые. Что касается наших студентов, то у них еще присутствуют юношеская пытливость и особая энергетика. Студенческие оркестры всегда более эмоциональны, чем сложившиеся. Вообще, возрастные грани стираются, когда люди играют вместе. Главное, чтобы было взаимное доверие. У нас с этим проблем нет.

– А бывает, что микроклимат внутри коллектива нарушается? И влияет ли это на общий результат?

– Конечно, бывает. Как в любой семье. И безусловно, такие нарушения сказываются негативно. Но мы стараемся до такого не доводить.

– И каковы же методы борьбы с разладом?

– Главное, все конфликты разрешать. Нельзя носить в себе внутреннюю напряженность. Но, как правило, творческая атмосфера способствует примирению. Даже если кто-то с кем-то повздорил, в процессе совместной игры всё гармонизируется. Да и не было у нас никаких особенно серьезных, неразрешимых конфликтов. Повторяю, здесь как в семье: если хотят жить вместе, обязательно найдут компромисс.

«Грязных аккордов не бывает…»

– Вы в «Виоле» с 1993 года. Как изменился коллектив за это время?

– Сначала это был просто концертный ансамбль. Основал его Александр Запольский, скрипач, концертмейстер симфонического оркестра. Параллельно Александр Игоревич развивал в себе композиторские способности, учился заочно в консерватории, делал аранжировки. Очень самобытный человек…

Вообще, такое впечатление, что 1986 год обладал какой-то особой энергетикой. Появились «Виртуозы Москвы», «Виола». Можно сказать, что музыкальная мысль хотела найти эмоциональный выход.

«Виола» изначально делала ставку не только на классику. Оригинальные аранжировки, исполнение, оригинальное поведение на сцене: музыкальные движения, возгласы, даже пение. Когда я пришла в ансамбль, его руководителем был уже Олег Наумович Бахтиозин, но основу коллектива составляли музыканты первого состава, и в репертуаре было еще много от той «Виолы».

За 25 лет работы Бахтиозина репертуар очень обогатился, мы стали камерным оркестром. Мы играли с такими выдающимися музыкантами, как Владимир Минин (руководитель Московского камерного хора), Аркадий Шилклопер (джазовый валторнист), Владимир Козлов (саксофонист), сотрудничали с оригинальным современным композитором Александром Розенблатом.

– Какую музыку предпочитает «Виола»?

– Разную. Главное – красивую, качественную. Время идет, слушатели меняются, их интересуют не только классические образы. Нужно постоянно удивлять свою аудиторию. Вот, например, на юбилейном концерте мы будем играть фортепианный цикл «Времена года» Чайковского в переложении для камерного оркестра. У нас есть интересная программа «Танго на все времена», мы с ней ездили в Белгород.

Вообще, я предпочитаю опираться на старые аранжировки, не люблю современные обработки, «перепевки». В старой музыке есть особая изюминка. Это должно быть стильно: если музыка 1940-х годов, то и исполняться должна соответствующе.

– Тогда скажите, какую музыку вы ни за что не станете играть? Есть такие направления?

– Наверняка есть, но я их не очень-то хорошо и знаю. Мы не станем играть разрушительный материал – тот, который уничтожает нас как музыкантов. Речь идет не о «грязных» аккордах. По-моему, грязных аккордов вообще не бывает, другое дело, что они могут быть грязно сыграны. Музыка должна нести созидательную ауру. Прежде всего для нас самих, ведь музыкант должен увидеть в графических, нотных знаках какие-то эмоции, образы, а потом выйти и поделиться этим с другими.

«С этим даже бороться не надо…»

– «Виола» часто выезжает с концертами на периферию. Это установка на популяризацию искусства?

– Дело не в популяризации… Знаете, в центре Донецка так красиво и спокойно, словно война уже кончилась. А вот Дебальцево, Углегорск, Снежное… К нам в Дебальцево привели на концерт детей, которые еще вчера сидели в подвалах. Мы повезли им сказку «Дюймовочка»: на экранах шел мультфильм, мы играли специально написанную музыку, а чтица читала текст сказки. Дети не отрываясь смотрели даже не на экран, а на артистов. Было видно, что они счастливы. Вот ради этого мы и ездим на периферию. Мы даем людям возможность отдохнуть от проблем повседневности.

– Все отмечают, что сейчас идет деградация музыкального воспитания детей. Как переломить эту ситуацию, привить молодежи вкус к качественной музыке?

– Я надеюсь, что мы будем если не возвращаться к советским традициям, то хотя бы ориентироваться на них. Тогда музыкальная культура детей была гораздо выше. Взять хотя бы послевоенное поколение. Те ребята выросли возле радио. Они знали всё: оперные спектакли, всевозможную классическую музыку, да и эстрада была куда качественнее. То, что сейчас заполонило… Знаете, с этим даже бороться не надо. Нужно просто показывать детям альтернативу. Человек сам выберет.

Кроме того, было бы хорошо сделать обучение в музыкальной школе в какой-то мере обязательным. Не все станут музыкантами, но соприкоснуться с этим миром детям будет полезно. Искусство способствует развитию вкуса.

Нужны и образовательные программы. Мы со своей стороны тоже работаем в этом направлении, часто готовим концерты для детей, в нашей филармонии даже есть детские абонементы. Главное, чтобы это делалось сообща, всем миром.

– Ну и напоследок расскажите, если можно, о каком-нибудь казусе. Наверняка за все эти годы на концертах случались разные неожиданности?

– Да всякое бывало. И струны лопались…

– А как себя вести в такой ситуации?

– Есть неписаные законы. Например, как-то раз лопнула струна на скрипке Олега Наумовича – я без разговоров отдала ему свой инструмент, потому что он концертмейстер. А я – в тень. Это нормально.

А еще раз был случай. Давали мы концерт в Марьинке, в Доме ветеранов. Не знаю уж, как укладывали вещи, но в итоге одного пульта нот не оказалось. Благо была программа, которую мы играли не в первый раз. И виолончели отработали – лучше не бывает! Мы за них так переживали, а они лихо, на слух, глаза блестят! (Смеется.)

Газета «Донецкое время», 25 января 2017, № 3 (68)

Газета «Донецкое время» выходит по средам. 32 полосы с телепрограммой. Реализуется во всех точках розничной продажи прессы и супермаркетах «Первый Республиканский» на территории Донецкой Народной Республики. Подписной индекс – 28036. Подписку на газету «Донецкое время» можно оформить во всех отделениях связи ДНР.