Крупномасштабные симфонические поэмы, художественные полотна и яркие картины великих композиторов триумфально прозвучали 15 декабря в Донецкой филармонии. Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева и главный дирижер Луганской филармонии Александр Щуров подарили слушателям незабываемое событие — программу шедевров «Симфонический уикенд».
В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижера Луганской филармонии Александра Щурова прозвучала восхитительная музыка основателей и классиков чешской композиторской школы Антонино Дворжака и «чешского Глинки» — Бедржиха Сметаны. Знаменитую «Влтаву» выдающийся композитор, пианист и дирижер Бедржих Сметана посвятил, воплотив весь свой многогранный талант, воспеванию народных идеалов. Музыка Сметаны вдохновлена идеей борьбы за свободу и независимость. Красивейшая музыка в каждой ноте которой слышится любовь к родному краю.
За год до написания Восьмой симфонии состоялась знаменательная встреча А. Дворжака и одного из наиболее близких ему по духу современников — П. И. Чайковского. В феврале 1888 года русский композитор приехал в Прагу, чтобы дать два симфонических концерта. Осенью того же года прошла чешская премьера «Евгения Онегина», и восхищенный Дворжак писал: «Это чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии… Это музыка, манящая к себе и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть». Те же чувства вызывает музыка самого Дворжака этих лет — музыка разных жанров, среди которых первое место занимает симфония соль мажор.
В общении с природой и простыми людьми рождались «Легенды для фортепиано в 4 руки», фортепианные сюиты «Из Шумавы» и «Поэтические картинки», хоры «На природе» и увертюра с таким же названием, сборник песен «В народном духе» и вторая серия знаменитых Славянских танцев. Так же рождалась и симфония. Лишь во второй половине XX века симфония стала именоваться Восьмой.
Восьмая симфония соль мажор — одна из вершин творчества А. Дворжака. В ней наиболее полно запечатлено присущее ему ощущение исконной связи с родной землей и народом, которая дарует гордую уверенность, упоение радостью жизни, мужественной силой. В равной мере пленяют в симфонии мелодическое богатство и стройность формы, ярко выраженный чешский национальный колорит и зрелое мастерство. Оригинальность и свобода трактовки классических традиций, выделяют Восьмую среди других симфоний композитора. В ней нет драматических взрывов, напряженной борьбы — повсюду разлит яркий свет, лишь иногда безмятежные настроения оттеняются моментами раздумий, а картины народного веселья — элегическими эпизодами. Симфонический оркестр и дирижер Александр Щуров во всей палитре ярких красок воссоздали и озвучили слушателям прекрасную музыкальную картину. И она ожила перед нами, поражая своей восторженной красотой!
В свою очередь П.И.Чайковский путешествуя, оставил нам в подарок музыкальное воспоминание — «Итальянское каприччио». Именно в Италии он задумал новое оркестровое сочинение, которое мыслил как «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Композитор с неослабевающим интересом наблюдал это ранее никогда не виданное им зрелище — «кипучее веселье римской толпы», с криками, хохотом, бегом лошадей по улицам, запруженным народом, пушечными выстрелами, покрывавшими звуки веселых танцевальных мелодий. Шествия, маскарады, кипучее веселье захватило и композитора, воображение разыгралось и в результате, мы слышим «Итальянскую фантазию». Как торжественно звучат вступительные фанфары!
Прозвучала вершина драматургии и триумфа Камиля Сен — Санса. Порадовала слушателей замечательная музыка из третьего действия оперы «Самсон и Далила» — «Вакханалия». Самая популярная опера композитора, единственная не сходящая со сцен современных оперных театров , написанная с любовью партия Далилы для музы композитора — Полины Виардо. В Концертном зале Донецкой филармонии звучала красивейшая музыка, покоряющая сердца, вызывающая бурю эмоций. О красоте музыки, удивительных переплетениях судеб и жизни композиторов, обо всех произведениях, подробно и обстоятельно рассказала музыковед Тамара Соловьёва.
В жарком танце страсти и огня, пламенных чувств и эмоций закружил всех Симфонический оркестр, эмоционально исполняя «Дансон №2», произведение Артуро Маркеса — мексиканского композитора оркестровой музыки, который использует музыкальные формы и стили своей родной Мексики, включая их в свои композиции. Самобытный национальный колорит, любовь к родине, красота родной земли все это прозвучало в музыке каждого композитора, завораживая, восхищая и окрыляя.
Мастерство дирижера, восторженное настроение, общий подъем, единение и виртуозность оркестра, очарование прекрасной музыки — всё это стало залогом неповторимой атмосферы в зале филармонии. Музыка просто завораживала своим магнетизмом и волшебством. Слушатели внимали каждому звуку и жесту дирижера, не отрывая взгляда от сцены, испытывая невероятное счастье, радость и гордость от происходящего.