Программа симфонических шедевров

15.12.18. Симфонический уикенд

Крупномасштабные симфонические поэмы, художественные полотна и яркие картины великих композиторов триумфально прозвучали 15 декабря в Донецкой филармонии. Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева и главный дирижер Луганской филармонии Александр Щуров подарили слушателям незабываемое событие — программу шедевров «Симфонический уикенд».

В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижера Луганской филармонии Александра Щурова прозвучала восхитительная музыка основателей и классиков чешской композиторской школы Антонино Дворжака и  «чешского Глинки» — Бедржиха Сметаны. Знаменитую «Влтаву» выдающийся композитор, пианист и дирижер Бедржих Сметана посвятил, воплотив  весь свой многогранный талант, воспеванию народных идеалов. Музыка Сметаны вдохновлена идеей борьбы за свободу и независимость. Красивейшая музыка в каждой ноте которой  слышится любовь к родному краю.

За год до написания Восьмой симфонии состоялась знаменательная встреча А. Двор­жака и одного из наиболее близких ему по духу современников — П. И. Чай­ковского. В феврале 1888 года русский композитор приехал в Прагу, что­бы дать два симфонических концерта. Осенью того же года прошла чешская премьера «Евгения Онегина», и восхищенный Дворжак писал: «Это чуд­ное сочинение, полное теплого чувства и поэзии… Это музыка, манящая к себе и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть». Те же чувства вызывает музыка самого Дворжака этих лет — музыка разных жанров, среди которых первое место занимает симфония соль мажор.

В общении с природой и простыми людьми рож­дались «Легенды для фортепиано в 4 руки», фортепианные сюиты «Из Шумавы» и «Поэтические картинки», хоры «На природе» и увертюра с та­ким же названием, сборник песен «В народном духе» и вторая серия знаменитых Славянских танцев. Так же рождалась и симфония. Лишь во второй половине XX века симфония стала именоваться Восьмой.

Восьмая симфония соль мажор — одна из вершин творчества А. Дворжака. В ней наиболее полно запечатлено присущее ему ощущение исконной связи с родной землей и народом, которая дарует гордую уверенность, упое­ние радостью жизни, мужественной силой. В равной мере пленяют в симфонии мелодическое богатство и стройность формы, ярко выражен­ный чешский национальный колорит и зрелое мастерство.  Оригинальность и свобода трактовки классических традиций, выделяют Восьмую среди других симфоний композитора. В ней нет драматических взрывов, напряженной борьбы — повсюду разлит яркий свет, лишь иногда безмятежные настроения оттеняются моментами раздумий, а картины народного веселья — элегическими эпи­зодами. Симфонический оркестр и дирижер Александр Щуров во всей палитре ярких красок воссоздали и озвучили слушателям прекрасную музыкальную картину. И она ожила перед нами, поражая своей восторженной красотой!

В свою очередь П.И.Чайковский путешествуя, оставил нам в подарок музыкальное воспоминание — «Итальянское каприччио». Именно в Италии он задумал новое оркестровое сочинение, которое мыслил как «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки».  Композитор с неослабевающим интересом наблюдал это ранее никогда не виданное им зрелище — «кипучее веселье римской толпы», с криками, хохотом, бегом лошадей по улицам, запруженным народом, пушечными выстрелами, покрывавшими звуки веселых танцевальных мелодий. Шествия, маскарады, кипучее веселье захватило и композитора, воображение разыгралось и в результате, мы слышим «Итальянскую фантазию». Как торжественно звучат вступительные фанфары!

Прозвучала вершина драматургии и триумфа  Камиля Сен — Санса. Порадовала слушателей замечательная музыка из третьего действия оперы «Самсон и Далила» — «Вакханалия».  Самая популярная опера композитора, единственная не сходящая со сцен современных оперных театров , написанная  с любовью партия Далилы для музы композитора — Полины Виардо. В Концертном зале Донецкой филармонии звучала красивейшая музыка, покоряющая сердца, вызывающая бурю эмоций. О красоте музыки, удивительных переплетениях судеб и жизни композиторов, обо всех произведениях, подробно и обстоятельно рассказала музыковед Тамара Соловьёва.

В жарком танце страсти и огня, пламенных чувств и эмоций закружил всех Симфонический оркестр, эмоционально исполняя «Дансон №2»,  произведение Артуро Маркеса — мексиканского композитора оркестровой музыки, который использует музыкальные формы и стили своей родной Мексики, включая их в свои композиции. Самобытный национальный колорит, любовь к родине, красота родной земли все это прозвучало в музыке каждого композитора, завораживая, восхищая и окрыляя.

Мастерство дирижера, восторженное настроение, общий подъем, единение и виртуозность  оркестра, очарование прекрасной музыки — всё это стало залогом неповторимой атмосферы в зале филармонии.  Музыка просто завораживала своим магнетизмом и волшебством. Слушатели внимали каждому звуку и жесту дирижера, не отрывая взгляда от сцены, испытывая невероятное счастье, радость и гордость от происходящего.

comments powered by HyperComments