Резонансным событием третьего дня IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019» стала уникальная программа «Танцующее барокко», которую впервые представил в Донецке ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой». Волшебники чарующих звуков в очередной раз покорили сердца донецкой публики!
«Солисты Екатерины Великой» выступают в Донецкой филармонии уже в четвертый раз, поддерживая всех нас морально, отвлекая и увлекая в мир умиротворения и гармонии барочного искусства! Друзья филармонии, «Солисты Екатерины Великой», приняли приглашение и стали почетными гостями IХ Фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019».
В этот раз, как и обещали, «Солисты Екатерины Великой» привезли барочный балет «Анджолини» и представили незабываемую программу «Танцующее барокко».
Российский коллектив «Солисты Екатерины Великой», специализируется в области исторического исполнительства. Усилиями музыкантов ансамбля возвращается из забвения важная часть российской культуры — русская музыка XVIII века. Своё имя ансамбль взял в честь плеяды великих музыкантов, служивших при дворе Екатерины Великой (1762 – 1796). Это время музыканты считают забытым Золотым Веком русской музыки. Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского означает «причудливый», «вычурный» во всем. На своих выступлениях музыканты ансамбля стараются полностью воссоздать аутентичную атмосферу барочного концерта. Для этого исполнители много работали с историческими материалами, уделяя большое внимание костюмам и антуражу, прорабатывая сценарии так, чтобы зрители ощутили себя свидетелями музыкального событий прошлого.
Основатель и художественный руководитель ансамбля –
Андрей Решетин — окончил специальную музыкальную школу при консерватории, класс Арона Кнайфеля, а затем Санкт-Петербургскую консерваторию. Воспитывался в мастерской художника и философа Бориса Аксельрод, где в 1982 году начал заниматься старинной музыкой, играя с Феликсом Равдоникасом — основоположником исторического исполнительства в России. С 1987 по 1992 годы Андрей Решетин был скрипачом легендарной группы «Аквариум». В 1998 году вместе с Марком де Мони и Элизабет Уайт создал международный фестиваль старинной музыки «EARLYMUSIC».
Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой»
регулярно приезжает в Донецкую филармонию с интересными
программами. В составе ансамбля Андрей Решетин (скрипка), Андрей Пенюгин (скрипка, альт), Ирина Шнеерова (клавесин), Данила Ведерников (барочный актёр).
Уникальная программа, представленная на фестивале «Благовест-2019», удивила и очаровала донецкую публику, познакомив с танцевальными формами барочной музыки, стихосложения и слова, техникой барочного танца, деталями костюма, манерами. Ведь все эти искусства характеризуют барочную эпоху изящества и утонченности, особый стиль гармонии, покоя и умиротворения.
Аутентичную атмосферу того времени музыкантам помогал воссоздавать Санкт-Петербургский барочный балет «Анджолини».
Все зрители, не отрывая глаз, следили за изящными движениями и «па» танцоров, некоторые, как завороженные их повторяли, очаровываясь красотой. Барочная танцовщица, как точеная фарфоровая статуэтка, пленила всех своим изящным танцем. Данила Ведерников — талантливый барочный актёр, изучавший специально по старинным книгам дивный язык того времени, историю костюма, особенным образом читал стихи, очаровывая и удивляя, просто «гипнотизируя и вводя в транс» весь зал.
Уникальная музыка эпохи барокко стала ближе и понятней, благодаря талантливым виртуозам: Андрею Решетину (скрипка), Андрею Пенюгину (скрипка, альт), Ирине Шнееровой (клавесин). В программе прозвучала дивная музыка Ж.-Б. Люлли, Х. И.Ф.Бибера, М. Корретта, Ф. Франкера, Ф. Дуранте, Д. Далольо. Талантливые музыканты привезли и исполнили уникальные, старинные, музыкальные произведения забытых авторов эпохи барокко.
В программе «Танцующее барокко» роскошно и неповторимо прозвучали удивительные произведения, создавая аутентичную атмосферу барочного концерта:
Джованни Пиантанида Трио-соната соль мажор (1730-е), Александр Сумароков — Монолог Хорева, Генрих Игнац Франц Бибер — Соната «Сретение» для скрипки и бассо континуо (1675), Уильям Гершель — Каприччио для скрипки соло (1763),
Стефан Яворский — «На измену Мазепы» (1709), Генрих Игнац Франц Бибер — Соната «Распятие» для скрипки и бассо континуо (1675).
Музыковед Тамара Соловьёва интересно рассказала о каждом авторе, композиторе эпохи барокко, произведении и о музыкантах, исполняющих эти дивные шедевры. Прозвучало столько интересных фактов о создании барочной музыки и о жизни и творчестве самих талантливых композиторах 16 века, о которых практически нигде нет упоминания.
«Солисты Екатерины Великой», предваряя выступление, дополняли рассказ о композиторах и удивительной музыке, общаясь со слушателями. Андрей Решетин помимо виртуозного исполнения артистично декламировал перевод стихов на старославянском языке. Музыканты занимаются важным по значимости делом, оживляя барочную музыку!
Ирина Шнеерова всем образом своим, помимо звучания клавесина, демонстрировала барочный стиль. Андрей Пенюгин поблагодарил слушателей и музыканта, нашего земляка — Павла Талаболина, предоставившего инструмент для выступления. «Вот эта уникальная скрипка имеет прямое отношение как к Санкт-Петербургу, так и Донецку, так как любезно предоставил нам её дончанин — Павел Талаболин»,- рассказал Андрей Пенюгин. Звучание аутентичных барочных инструментов с жильными струнами потрясает, как и виртуозная техника исполнения. Талантливые музыканты, увлеченные барочным искусством, передали в звучании бесподобной музыки эту любовь всем нам, увлекая в изящную эпоху придворных танцев 17-18 века. «Солисты Екатерины Великой» нашли, привезли и представили донецкой публике редко исполняемые, уникальные произведения забытых барочных композиторов. Удивительно прозвучали произведения Мишеля Корретт — Сюита для двух скрипок (1738), Поля Тальман — «Voyage de l’ile d’amour» («Езда в остров любви») (1663) — перевод Василия Тредиаковского (1730). Стихотворения из романа Луи Оделинн «Фантазия» и «Сарабанда для скрипки и бассо», Иоганн Себастьян Бах -«Аллеманда и Сарабанда из Партиты ре минор для скрипки соло, Жан-Батист Люлли — «Сарабанда» (1670), «Жига» (1685), Испанская фолия (вариации Андрея Пенюгина).
В подарок от Данила Ведерникова на старофранцузском языке прозвучала басня (1668 года) — Жан де Лафонтен «Le Corbeau et le Renard» («Ворон и лиса»). Артисты подарили настоящий барочный спектакль, перенося всех нас сквозь века и призму времен в эпоху изящного искусства.
Почетные гости IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019» — «Солисты Екатерины Великой», своим прекрасным, блистательным выступлением в значительной мере разнообразили и обогатили программу фестиваля. Слова признательности и благодарности артистам выразил Генеральный директор-художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.
Посетив Донецк в эти весенние благословенные дни, «Солисты Екатерины Великой» в очередной раз подарили донецкой публике яркие впечатления, гармонию, умиротворение и спокойствие души, восхитительный праздник барочной музыки, великолепие высокого искусства, увлекая в мир утонченной красоты и изящества эпохи барокко.
Овации и крики «Браво» не смолкали. Будем с нетерпением ждать новых встреч и завораживающих программ.