Всё о ДНР. Парад суперзвёзд — Донецкая филармония полвека назад

Донецкая государственная филармония являлась одним из ведущих учреждений такого рода во всём Советском Союзе. На гастроли в Донбасс, организацией которых занималась в нашей областной филармонии, с удовольствием ехали ведущие артисты СССР, коллективы и исполнители из Европы и США. Многие известные деятели советской эстрады, как оказалось, были штатными сотрудниками Донецкой областной филармонии.

Какие знаковые исполнители имели отношение к одному из центров культуры Донбасса ровно 50 лет назад, в 1967 году, вспомним в первые дни Нового 2017 года.

Ослепительная красавица января

Первым в документах по кадрам в 1967 году упоминается имя артистки театра имени Моссовета Татьяны Владимировны Бестаевой.

Из приказа директора Донецкой областной филармонии от 14 января 1967 года мы узнаем, что актриса вместе со своим коллегой В. Н. Сигаловым приезжали на гастроли в Донецкую область с 14 по 16 января. Эти актеры были приняты в Донецкую филармонию на фонды заработной платы (таким образом в те годы делали законным получение гастролирующими артистами гонорара за выступления).

Согласно документу, оплата им за участие в концертах производилась по счёту Росконцерта: Бестаевой на 35 рублей 63 копейки, а Сигалову — 9 рублей.

Посетившая Донецк с концертами актриса была очень известной в Советском Союзе. Народная артистка РСФСР и лауреат премии «Театральная весна» родилась 13 июня 1937 года в семье знаменитого советского актёра немого кино Владимира Бестаева, известного по фильму «Абрек Заур». В 1961 году окончила учёбу во Всесоюзном государственном институте кинематографии и с того же года началось её служение в труппе Театра им. Моссовета, которое продолжается и сегодня. На сцене театра актриса играла вместе с Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом, Георгием Жжёновым, Николаем Мордвиновым, Вадимом Бероевым (дедом известного ныне российского актёра Егора Бероева), Юрием Завадским и другими.

В кино дебютировала в 1958 году в главной роли в музыкальном фильме «Матрос с «Кометы»».
В 1960-е годы Татьяна Бестаева считалась одной из самых красивых актрис Советского Союза. У неё были толпы именитых поклонников, много друзей-актёров. Среди них — тогда мало кому известный Жерар Депардье, который даже предлагал ей руку и сердце. Актриса долгие годы была ближайшей подругой Людмилы Гурченко.

Необыкновенную популярность, особенно на Западе, принесла Бестаевой роль Палагны в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (1964).

«Современники» под руководством Давида Тухманова

Просматривая дальше папки с документами, уже ставшими архивными, выясняем, что с 20 января 1967 года на временную работу сроком до двух месяцев в штат Донецкой областной филармонии были зачислены артисты вокально-инструментального ансамбля «Современники».

Директор филармонии Алексей Омельченко тогда своим приказом дал распоряжение руководителю ансамбля Давиду Федоровичу Тухманову приступить к подготовке концертной программы в Москве и прибыть в Донецк для сдачи её Художественному совету филармонии 11 февраля 1967 года. Среди зачисленных на работу восьми артистов ВИА значились такие известные ныне в музыкальном мире России фамилии: ударник Вячеслав Донцов, солист-гитарист Виктор Дегтярёв, солист-вокалист Любомир-Ярослав Романчак. И, конечно, обращает внимание фамилия супругов Тухмановых. В качестве пианиста и руководителя ансамбля на работу в Донецкую филармонию был принят Давид Федорович Тухманов и его жена Татьяна Алексеевна, в качестве солистки-вокалистки.

Известно, что руководитель нашей филармонии 9 февраля своим приказом разрешил артистам ВИА «Современник» во время проезда в Донецк закупить им в поезде два дополнительных купе для того, чтобы обеспечить сохранность ценной радиоаппаратуры. Правда, уже в мае того года супруги Тухмановы взяли отпуск без содержания, который они продлили с 1 июня по 15 сентября. А с 16 сентября того же года они взяли расчёт по семейным обстоятельствам.

Имя ныне Народного артиста России Давида Тухманова известно многим миллионам поклонникам эстрадной музыки на территории бывшего Советского Союза. Об этом композиторе написано очень много статей и заметок. Можно только вспомнить некоторые его моменты биографии.

Работать в жанре песни композитор начал в 1960-е годы. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов — Михаил Ножкин) написал, ещё будучи студентом института в 1961 году. Лишь в 1966 году её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу Тухманову на телевидение. Позже Давид Фёдорович перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз» и другие. В 1968 году написал «Восточную песню». После появления на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!» песня сделала знаменитым в СССР её первого исполнителя — Валерия Ободзинского.

В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Л. Бергера, В. Ободзинского, Н. Бродской, Г. Ненашевой, ансамбля «Весёлые ребята». 1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Песню сначала не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко без разрешения исполнил песню на концерте ко Дню милиции, чем буквально возродил её.

Тухманов открыл творческую дорогу таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йола и др.

Великий композитор и дирижёр

В марте 1967 года в донецком крае гастролировал великий композитор и дирижер Арам Хачатурян.

Из приказа и.о. директора Донецкой областной филармонии В. Дюбы узнаем о гастролях в нашем регионе в марте того года известного на весь мир советского дирижера и композитора Арама Ильича Хачатуряна (25.05 (06.06) 1903 — 01.05.1978). Он дирижировал симфоническим оркестром нашей филармонии и на концертах исполнялись произведения композитора. Известно, что 14 марта 1967 года одно из таких выступлений состоялось в городе Жданове (ныне — Мариуполь) в совсем недавно открывшемся Дворце культуры машиностроителей «Искра» завода тяжелого машиностроения (впоследстии — «Азовмаш»).

Феерия джаза и «Нежность»

С 28 марта по 4 апреля выступали перед жителями нашей области и солисты оркестра джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема.

У нас играли такие джазовые музыканты, как пианист и композитор Николай Капустин (родился 22.11.1937 в Горловке), тромбонисты Григорий Осколков, Евгений Кузнецов и Андрей Давидович, альт-саксофонист Михаил Цуриченко, трубач Лев Щеголев и другие.

Тогда вместе с членами прославленного коллектива выступил и эстрадный драматург, автор-исполнитель Игорь Александрович Виноградский. Особое внимание нужно здесь обратить на то, что на гастроли в Донецкую область в качестве вокалиста в те дни приехал набиравший известность в Советском Союзе певец Валерий Ободзинский. Именно 1967 год свяжет на несколько лет его судьбу с Донецкой филармонией.

В апреле в Донецк приехала первая исполнительница песни Александры Пахмутовой «Нежность».
На время гастролей в Донецкой области с 3 по 9 апреля 1967 года на фонды заработной платы нашей филармонии были приняты артисты группы популярной в Советском Союзе  эстрадной певицы Майи Владимировны Кристалинской (24.02.1932 — 19.06.1985).

Майя Кристалинская стала первой исполнительницей легендарной песни «Нежность» композитора Александры Пахмутовой, записав её в 1966 году. Эта песня на долгие годы стала визитной карточкой певицы.

В 1966 году согласно опросам советских телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

Уход Антонова

Как оказывается, в составе эстрадного ансамбля Игоря Петренко при Донецкой филармонии работал в будущем известный советский певец, композитор Юрий Михайлович Антонов. Он написал заявление об уходе по собственному желанию и был освобожден от работы согласно приказа директора филармонии 9 апреля 1967 года.

Вместе с ним тогда уволились по собственному желанию ещё несколько членов эстрадного коллектива Петренко — барабанщик Евгений Маймистов и гитарист Борис Самыгин. Они тогда все перешли в состав ансамбля «Авангард», который впоследствии стал ВИА «Добры молодцы». Подтверждением этого в отделе кадров Донецкой филармонии хранится бланк срочной телеграммы из Ленинграда, посланной Юрием Антоновым в 13.14 на имя директора Омельченко, с просьбой уволить его по собственному желанию.

Ободзинский принят в штат

Напомним, что в конце марта — начале апреля на гастроли в Донецк вместе с солистами оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема приезжал и певец Валерий Владимирович Ободзинский.

По всей вероятности, тогда и поступило ему от директора Донецкой областной филармонии Алексея Омельченко приглашение официально поступить на работу в наше учреждение культуры.

И приказом №166 от 3 июля 1967 года он был зачислен в штат Донецкой филармонии в качестве солиста-вокалиста эстрадной бригады с 5 июля с оплатой согласно тарификации. Вместе с ним в штат в качестве ведущей была зачислена и его супруга — Нелли Ивановна Кучкильдина (Ободзинская). А уже 6 июля был издан приказ о том, чтобы сформировать новую эстрадную группу Донецкой филармонии с участием Валерия Ободзинского. С 3 августа того года он получил разрешение художественного совета на работу с сольным концертом. Напомним, что в штате нашей филармонии известный певец проработал до 1972 года.

Друг Высоцкого

Владимир Александрович Шубарин (23.12.1934 — 16.04 2002) — советский эстрадный танцовщик и певец 1960—1980-х годов, Заслуженный артист РСФСР (1960). Родился в городе Сталинск (ныне Новокузнецк). С детства занимался в художественной самодеятельности, обучался народным танцам, степу.
В 1951 году принят солистом в танцевальную группу Хора имени Пятницкого. С 1954 года проходил военную службу в армейских ансамблях. Был солистом в Краснознамённом ансамбле песни и пляски им. Александрова. Создал свой оригинальный танцевальный стиль.

В 1967—1969 годах выступал с сольной танцевальной программой — «Танцы в современных ритмах». Он был также талантливым певцом. С конца 60-х годов выступал, как певец, аккомпанируя себе на гитаре, исполнял песни собственного сочинения. Записывал музыкальные альбомы. В кино играл в фильмах с Владимиром Высоцким («Опасные гастроли», 1969), Андреем Мироновым («Небесные ласточки», 1976), Аллой Пугачёвой («Женщина, которая поет», 1978) и другими артистами.

Его коллектив был у нас на гастролях с 9 по 11 июля и с 15 по 27 декабря 1967 года.

Легенда Муслим Магомаев

Действительно, одна из легенд советской эстрады — Муслим Магометович Магомаев (17.08.1942 -25.10.2008) был оформлен на работу в Донецкой филармонии.

В приказе №239 от 19 августа 1967 года записано: «Заслуженного артиста Азербайджанской ССР М. Магомаева зачислить на временную работу в филармонию с 19 по 28 августа 1967 года для выступлений с сольными концертами на стадионах города Донецка и области, в праздничном концерте, посвященном Дню шахтёра, и по телевидению с оплатой согласно договора».

Работал в Донецкой филармонии и Александр Градский.

Александр Градский – певец, композитор, гитарист, поэт, музыкальный и общественный деятель. Приказом №272 от 14.09.1967 года и.о. директора Донецкой филармонии В. Дюбы в будущем Народный артист России и лауреат Государственной премии был зачислен на временную работу сроком до двух месяцев в эстрадный ансамбль «Современники» на должность саксофониста с 14 сентября. С 10 ноября он был освобожден от работы в нашей филармонии в связи с окончанием временной работы.

Анатолий Жаров