10 фактов из истории Донецкого джаза, о которых вы не знали

VIII Международный фестиваль «Джаз-форум» пройдет с 16 по 18 марта в Донецке в Концертном зале им. С. С. Прокофьева Донецкой государственной академической филармонии.  Говоря о столице шахтерского края, нельзя не упомянуть о том, что наш город всегда считался джазовым центром в СССР наравне с Москвой и Питером. А Вы хорошо знаете историю Донецкого джаза? Давайте проверим!

Donetsk_Jazz_Club

1. Джаз пришел в Донецк из Шанхая

lu-1940shanghai

Оркестр Олега Лундстрема, Шанхай (около 1940)

Джазовую культуру в Донецк «занес» один из музыкантов знаменитого джаз-оркестра Олега ЛундстремаНиколай Иванович Кормушин.

Стоит отметить, что руководство СССР к джазу относилось с коммунистическим холодком: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Тем не менее, существовали эстрадные оркестры, которые, по сути, играли джаз, однако в силу идеологического «пресса» именно джазовыми не назывались.

В 1949 году по указанию Сталина музыкантам оркестра Лундстрема разрешили вернуться в Советский Союз из Шанхая. До самой смерти великого вождя именитый оркестр выступал как эстрадный коллектив Тульской филармонии. Один из музыкантов, Николай Кормушин, по пути из далекого Шанхая «завернул» в Сталино. Где и остался. Золотая (в прямом и переносном смысле) труба Кормушина, его искусство владения этим инструментом, произвели самое серьезное впечатление на местных музыкантов. Джаз ненавязчиво завоевывал их сердца.

2. Игра трех вузов

В авангарде джазовой культуры в 50-х годах были студенты трех донецких вузов. Первый джаз-бэнд появился в 1954 году  в индустриальном институте (он же ДПИ, а сейчас Донецкий национальный технический университет) и назывался студенческий эстрадный оркестр. Еще через два года студенческий эстрадный (а фактически джазовый) оркестр появился в Донецком медицинском институте. В политехническом музыкантами руководил Анатолий Чумак, в меде — Александр Фаерман (или Ароныч в среде музыкантов), который оставался руководителем вплоть до начала девяностых.  В институтах проводили студенческие вечера, которые были вершиной желания любого «продвинутого» молодого человека. А еще через пять лет появился третий в городе студенческий джазовый оркестр под управлением Валерия Рубана в торговом институте.

3. Почему Донецк называли «джазовым Новым Орлеаном»?

logo_dzhem-sejjshn-s-poljakami

Логотип Донецкого джаз-клуба

На самом деле это выражение лишний раз подчеркивает статус города, потому что именно в Новом Орлеане в США зародился джаз. Донецк в Советском Союзе был во многом первым. В том числе и в джазе. Одними из первых у нас организовали джаз-клуб, а после провели международный фестиваль, открыли кафедры эстрадного искусства, а так же джазовых музыкантов. А в 1994 году при филармонии был создан профессиональный джазовый коллектив.

4. Как советские композиторы сочиняли американскую музыку

Для обхода цензуры и зоркого глаза худсовета прибегали к разного рода хитростям. На плакатах студенческих вечеров в мединституте, например, вместо Стена Кэнтона автором значился Степан Ковтун, а вместо Каунта Бэйси – Константин Бесов, вместо Г. Миллера – Ю. Саульский, В. Людвиковский или кто-либо из советских композиторов. Кое-кто догадывался об ошибках в программе, а некоторые удивлялись такой хорошей музыке, почти американской. Также в программе джазового концерта обязательно стояла «Кантата о Ленине». Поскольку худсовет музыку не слушал, а только лишь утверждал напечатанную программку концерта, джаз легально продолжал покорять Донецк.

5. Шведский состав в Шевченко

На студенческих вечерах выступали в основном любители. На стыке 50-60хх годов профессиональные джазовые оркестры появились в фойе кинотеатров имени Тараса Шевченко, «Комсомолец» и «Победа» (театр кукол). Коллективы выступали «шведским составом» (четыре саксофона, три трубы, тромбон и ритм-группа). Кроме этого, профессиональных джазовых музыкантов можно было услышать только в ресторанах.

6. Основатель первого джаз-клуба не играл джаз и увлекался футболом

jazz_meeitings_sir_stephen

Творческая встреча в гостиной Виктора Дубильера

Организатором первого донецкого джаз-клуба и первого джаз-фестиваля был Виктор Дубильер. Он оставил серьезный след в истории города и донецкого джаза. Примечательно, что на первых порах он увлекался не музыкой, а футболом: собирал вырезки со статьями о Шахтёре, аккуратно подклеивал их в альбом. Потом основатель джаз-клуба добрался до рояля, который стоял у него дома, но учиться азам он не хотел, а сразу пытался перейти на фокстрот. Интерес быстро угас. Как признается сам Дубильер в одном из интервью: «Я уверен — к счастью. Сейчас уже понимаю, что музыкантом надо быть только гениальным. Просто так бренчать по клавишам – меня это не устраивало». На старом патефоне, который ему достался от отца, Дубильер стал слушать пластинки и постепенно остановился на джазе да так и не смог «соскочить».

7. Рок помог

Сын первого секретаря обкома Донецкой области Владимира Дегтярева увлекался рок-музыкой, а рок-клуб располагался в том же помещении, что и джаз. Дегтярев старший в силу своей широкой души, которую он полностью вкладывал в Донецк, и любви к сыну разрешил официальное рок и джаз движение в Донецке.

 8. Донецк хотели занести в книгу рекордов Гиннесса за проведения 108 джазовых фестивалей

Первыjazz_club_journal_prints_abroadй фестиваль джаза под названием «Донбасс-100» прошел в Донецке в 1969 году и был приурочен к празднованию 100 лет со дня основания нашего города. Последующие фестивали назывались соответственно «Донбасс-101,102…» и так далее. Некоторые Западные издания опубликовали материал о «Донбасс-108». Журналисты, полагая, что в советском коммунистическом городе проводится уже 108 ежегодный фестиваль джаза, всерьез подняли тему о том, чтобы занести наш город в книгу рекордов Гиннесса.

9. При чем тут Петр Симоненко?

Очень даже при чем! Идею провести фестиваль выдвинул донецкий джаз-клуб, а курировать организацию и проведение от горкома комсомола было поручено третьему секретарю Петру Симоненко. Бывший лидер украинских коммунистов тогда проявил себя блестяще. Говорят, что ему удалось организовать в рамках фестиваля даже показ американских фильмов — невиданная крамола по тем временам. На фестиваль съехались лучшие джазовые музыканты из Москвы, Ленинграда, Ростова, Еревана, Риги, многих городов Украины. А самым запоминающимся номером стал концерт Донецкого джаз-оркестра под управлением Якова Хаславского.

10. 90-е — ДоДж — Джаз-форум

59133442

Сын Эллы Фицджеральд и Рэя Браун — Рэй Браун Младший выступает на сцене Донецкой филармонии

С развалом Советского Союза прекратилось и проведения фестивалей, однако «выкурить» джаз из Донецка уже было невозможно. За все эти годы город превратился в такую себе Мекку для любителей джаза. Сюда стремились абсолютно все музыканты и коллективы, потому что именно в Донецке считалось престижным выступить и продемонстрировать свое мастерство. К тому же, где как не здесь можно было встретить громкие имена джаза, пообщаться, обменяться опытом да и просто «оттянуться». Поэтому с 2001 года фестивальное движение возрождается в виде международного фестиваля ДоДж (Донецкий Джаз). Затем и оно приходит в упадок из-за того, что руководитель и организатор проекта переезжает в другой город. В 2010 предыдущий директор Донецкой филармонии Валерий Данилович Гуль предлагает Анатолию Максимовичу Лозовскому, известному донецкому джазмену, возродить формат международного джазового фестиваля, и на свет появляется «Джаз-Форум». Фестиваль становится ежегодным. На него приезжают  многие   джазовые  коллективы из Украины, России и  других стран. В 2013 на фестивале выступает сын Эллы Фицджеральд – Рэй Браун.

В этом году с 16 по 18 марта в Донецке пройдет VIII Международный фестиваль «Джаз-форум»  в Концертном зале им. С. С. Прокофьева Донецкой государственной академической филармонии. Кстати, в этом году исполняется 50 лет со дня основания первого джаз-клуба в Донецке Виктором Дубильером! 

 

Написано на основании материалов: В джазе только дедушки, или Несколько слов к истории донецкого джазаКак Дубильер начинал донецкий джазовый фестиваль.

comments powered by HyperComments