ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДИМИРОМ ЗАВОДИЛЕНКО ПО СЛУЧАЮ ПРЕМЬЕРЫ ПРОГРАММЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» К ЮБИЛЕЮ ВИВАЛЬДИ

10 марта в Донецкой государственной академической филармонии состоится концертная программа, посвященная 340-летию со дня рождения итальянского композитора Антонио Вивальди. Представляем репортаж и интервью главного дирижёра Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева о предстоящем знаменательном событии.

Итальянский композитор Антонио Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки, одними из которых являются четыре скрипичных концерта «Времена года».
В первом отделении концерта в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева прозвучит известное произведение Антонио Вивальди «Времена года».
Нам удалось пообщаться с главным дирижёром Академического симфонического оркестра Владимиром Заводиленко:

— Концертная программа 10 марта прозвучит в честь юбилея Маэстро. Антонио Вивальди величайший композитор, который до сих пор удерживает позиции лидерства. Созданные им «Времена года» – не просто гениальная по своей выразительности, полная внутренних тончайших градаций и драматизма музыка на все времена, радующая душу и сердце. Это классика инструментального концерта, зарождение которого как жанра связано в истории музыки с именем этого великого итальянца. Один из крупнейших представителей эпохи барокко, виртуоз скрипичного искусства, Вивальди внёс неизмеримый вклад в развитие оркестровой музыки. Настоящий знаток оркестра, он ввёл много нового в практику исполнения того времени: к примеру, включил в оркестр духовые инструменты, считавшиеся ранее пригодными только для исполнения военных маршей. Но его самой излюбленной музой всегда оставалась скрипка. Многие брали за основу музыку Вивальди. В эпохе барокко композитор занимает главенствующую позицию.
— К 25 годам Вивальди был посвящён в духовный сан. За нетипичный для Венеции огненный цвет волос, унаследованный от отца, его прозвали «рыжим монахом». Однако отношения молодого священно служителя с клерикальными кругами сразу не заладились. По сохранившимся свидетельствам, святые отцы не считали его достаточно ревностным монахом. Зато музыкантом Вивальди оставался, что ни на есть ревностным: даже во время службы «рыжий монах» мог спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Через полгода церковной службы Вивальди, ссылаясь на плохое здоровье, окончательно отказался служить мессу. Уйдя с церковной службы, в сентябре 1703 года молодой музыкант стал преподавать игру на скрипке в венецианском благотворительном приюте для сирот.
— История создания произведения, которое будем играть, достаточно интересна. Идея создания и проведения концерта в таком виде принадлежит Генеральному директору Донецкой академической филармонии Александру Парецкому:
— Эту программу мы представили 2 года назад, она очень понравилась зрителям и прошла с аншлагом, поэтому к юбилею Антонио Вивальди, мы решили повторить именно «Времена года» на радость всем нашим слушателям.
— «Времена года» прозвучат в исполнении академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева, солирует одна из ведущих солисток симфонического оркестра Алла Магойченко (скрипка). Она талантливый музыкант и отлично зарекомендовала себя. Не каждый может так технично сыграть с симфоническим оркестром. Алла Магойченко, виртуозно владея инструментом, передает колоссальный заряд эмоций, образ и атмосферу того времени, характер и рисунок произведения. Она состоявшаяся личность, в ней есть бесценный музыкальный и жизненный опыт, который необходим для прекрасного звучания данного произведения. Алла Магойченко — яркая творческая личность и музыкант высокого уровня.
— «Времена года» — одно из самых популярных произведений А. Вивальди. Этот цикл из четырёх концертов для скрипки и оркестра композитор написал в 1723 году. Четыре концерта по 3 части- 12 месяцев — весна, лето, осень, зима. Все они по-своему уникальны, в каждом удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. В 1725 году вышел один из самых знаменитых циклов Вивальди «Опыт гармонии и изобретения», состоящий из 12 скрипичных концертов. Среди них – легендарные «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Этот опус стал последним изданным при жизни композитора. Конец 20-х — 30-е годы обычно называют «годами путешествий» в жизни Вивальди: он посещал различные европейские города, особенно ему нравились Рим, Вена, Прага. За частые странствия композитора в 1738 году уволили из ставшего родным за долгие годы оркестра «Пьета».
— Все части произведения » Времена года» Вивальди сопроводил сонетом, который усиливает эффект присутствия реальности – музыка просто оживает. Но, увы, сегодня в концертных залах мы сонетов не слышим, они практически никогда не зачитываются. Хотя они тончайшим способом передают атмосферу звучания (журчат ручьи, поют птицы, гремит гром). В стихотворной форме сонеты передают ощущения, то, как сам Маэстро слышал и чувствовал свою музыку. Кто автор сонетов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что это сам Вивальди. В нашем концерте сонеты прозвучат, так, как и задумывал автор. Мы их услышим в исполнении талантливой ведущей, музыковеда Тамары Соловьевой. «Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у Антонио Вивальди во время его путешествия по Италии.
— «Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность.
— Эта красивейшая музыка – шедевр — откликается в сердце любовью и восхищением. Каждая часть – особенная. Удивительная музыка звучит внутри так высоко и вдохновенно… божественно. Играя, проживая, пропуская через себя эту музыку, мы стараемся максимально точно приблизиться к идее самого автора, создавшего ее. Как видел и чувствовал Антонио Вивальди, что хотел показать, о чем рассказать, что выразить в каждом звуке. Приходите на концерт, и вы все это услышите сами».
Второе отделение откроет произведение Гайдна – симфония «№45», «Прощальная» — гениальное творение автора со своей уникальной историей создания и написания.
Йозеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии основа гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Симфония № 45 фа-диез минор («Прощальная симфония») — симфония Йозефа Гайдна (1772).
«Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 скрипки, которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.
— В 1761 году Гайдн становится капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний, музыка его восхищает, но … Эстерхази, к величайшей скорби музыкантов, решает распустить оркестр. Гайдн, чтобы спасти и сохранить оркестр, предпринял последний шанс — сочинил Симфонию №45 «Прощальная». Эта симфония у Гайдна не последняя, он просто показал, как музыканты уходят из оркестра и это тронуло князя. Оркестр виртуозно сыграл, и восхищенный князь отменил свое решение.
— Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал Гайдн. Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу «Прощальная» симфония живет. И до сих пор музыканты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть.
— Все, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит. Не всегда было весело и капельмейстеру Гайдну. Если мы вас заинтриговали — приходите. Сама музыка интригует, восхищает и приглашает вас услышать ее. «Времена года» и «Прощальная» оказывают сильное эмоциональное впечатление, светлую радость и восхищение.
Вот такая яркая и удивительная незабываемая программа, посвященная юбилею Антонио Вивальди, 10 марта прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра в Концертном зале Донецкой государственной академической филармонии.