20 марта, ко дню рождения Народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко, в исполнении солистов филармонии прозвучала программа — посвящение «Советская Пиаф».
О жизни, счастье, дружбе и любви, родной земле незабываемо прозвучали легендарные песни Клавдии Ивановны — «Лирическая», «Руки» (Елена Уцкевич), «Молчание» и «Фраскита» (Лидия Моисеева), «Три вальса», «Андрюша» (Светлана Ломко), «Первая встреча», «О любви не говори» (Алла Афанасьева), «Огонёк», «Синий платочек» (Елена Марченко), «Давай, закурим», «В землянке» (Дмитрий Читах). «Дружбу» исполняли все вместе.
У каждого времени свои герои. Клавдия Шульженко стала символом и голосом эпохи. Песни в её исполнении — шедевр, и в каждой отразилась душа и частица сердца певицы.
У Клавдии Шульженко для каждой песни была отдельная роль — с жестами и мимикой, интонациями и даже реквизитом. Удивительно хрупкая, нежная и такая сильная женщина прошла через все жизненные трудности, гордо пронеся свою песню… В военные годы певица дала сотни концертов на фронтах Великой Отечественной, и её «Синий платочек» был символом будущей Победы.
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года, на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера. Отец серьёзно увлекался музыкой: играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый баритон и выступления приводили девочку в неописуемый восторг.
Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Ещё в Харькове вся семья участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей.
Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у неё был поставлен от природы.
На просмотре в театральную труппу Николая Синельникова Шульженко исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.
«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась особая манера певицы: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.
…То кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч»…. Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.
В послевоенные годы Клавдия Ивановна Шульженко по-прежнему много выступала и записывала пластинки. Первая, ещё 1940 года, определила судьбу певицы. Знаменитый кинооператор Георгий Епифанов в те годы купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. «Г. Е.» писал Шульженко всю войну. Через долгих 16 лет они встретились, и в 1957 году Клавдия Ивановна, на тот момент уже расставшись с Владимиром Коралли, снова выходит замуж. Теперь уже письма и телеграммы отправляла Шульженко — с гастролей: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый…»