Деловой Донбасс. Питер Сейврайт: Я начинал музыкальную карьеру как джазовый пианист

В минувшую субботу, 18 марта, завершился восьмой международный джазовый фестиваль «Джаз-форум». Завершился грандиозным концертом, который смело можно назвать блистательным. Блистательным по всем показателям. Во-первых, в программе исполнялась музыка знаменитого и любимого миллионами слушателей Джорджа Гершвина. Звучали самые лучшие его произведения. Во-вторых, впервые в мире участие в джазовом фестивале принимал симфонический оркестр. Да, да, Гершвина играли виртуозы из нашего именитого и знаменитого академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева. И, наконец, за роялем был наш гость из Шотландии – Питер Сейврайт, для которого этот визит в Донецк стал уже вторым.

В первом отделении оркестр порадовал искушенную публику такими хитами Гершвина, как симфоническая поэма «Американец в Париже» и симфоническая картина «Порги и Бесс», являющаяся частью одноименной оперы, оцениваемой музыкальными критиками, как вершина творчества Джорджа Гершвина. В звучании музыки американского композитора любители джаза из СССР всегда слышали нечто родное и понятное для себя, не всегда понимая, в чем секрет такой привлекательности творчества Джорджа Гершвина. Раскрыть его труда не составило. Для этого оказалось достаточно подробно изучить биографию этой неординарной творческой личности. Оказалось, что Гершвин – выходец из семьи одесских эмигрантов. Его отец Моррис Гершовиц переехал в США в начале 90-х годов XIX века, а мать – Роза Брускина – эмигрировала из Санкт-Петербурга несколькими годами раньше. При рождении будущий знаменитый композитор получил имя Яков. Позже, начав творческую деятельность, Яков Гершовиц сменил имя на более привычное для американцев, став Джорджем Гершвином.

Одним из тех, благодаря кому Джордж Гершвин стал известен как джазовый композитор, был скрипач и дирижёр Пол Уайтмен. «Белый, делец с хваткой настоящего янки. Он понял, что на джазе можно хорошо заработать и первым ввел в джаз-оркестр струнные: скрипки, виолончель, альты. Он же настоял на том, чтобы Джордж Гершвин написал одно из своих произведений, которое сделало его знаменитым – «Рапсодию в стиле блюз», которую еще иногда именуют «Голубой рапсодией», — так о творческом пути Джорджа Гершвина и популяризации джаза рассказал знаменитый донецкий джазмен, пианист Анатолий Лозовский.

С этой рапсодии началось второе отделение концерта, когда на сцену вышел наш гость Питер Сейврайт. Шотландского пианиста приветствовали овациями. А затем, с замиранием сердца слушали волшебные звуки музыки. Исполнитель поражал техникой игры на фортепиано и полным погружением в музыкальный материал. Он был отрешен от всего и наслаждался тем, что делал, одновременно восхищаясь, как мастерски исполняет джаз наш симфонический оркестр.

Этот визит в Донецк стал для маэстро вторым. Первый раз столицу ДНР Питер Сейврайт посетил летом минувшего года, когда принимал участие в закрытии 84-го концертного сезона. С нашим симфоническим оркестром он познакомился уже тогда, когда исполнял музыку Рахманинова. Но была у маэстро и мечта о сольном концерте в художественной галерее, которая появилась после экскурсии по экспозиции «АртДонбасса». Пианист не постеснялся озвучить ее в присутствии руководства галереи и сразу же получил одобрение. К концерту долго готовились. В результате он состоялся в «АртДонбассе» в тот же день, когда на сцене донецкой филармонии открылся фестиваль «Джаз-форум». Питер Сейврайт – большой ценитель творчества русских композиторов, играл произведения Модеста Мусоргского и Николая Ментера.

В перерыве между классическим концертом в галерее «АртДонбасс» и джазовым, на закрытии фестиваля «Джаз-форум», маэстро активно общался с прессой, никому не отказывая в интервью. Наша беседа состоялась после концерта в филармонии.

— Мистер Сейврайт, каковы ваши впечатления от Донецка во время этого визита? Не поменялось ли ваше мнение о нашем городе?

— Впечатления только великолепные. Я успел полюбить Донецк и во время своего второго визита сюда еще раз смог убедиться, что это прекрасный, цивилизованный город, жители которого доброжелательны и приветливы. Как и во время первого визита к вам, могу сказать, что дни пребывания здесь стали для меня одними из самых счастливых.

— Во время этого визита вы успели пообщаться со студентами нашей музыкальной академии и даже дать небольшой мастер-класс. Планируете в дальнейшем помогать нам ковать молодые творческие кадры?

— Да, я хотел бы регулярно давать вашим талантливым студентам мастер-классы. Думаю даже о переезде в Донецк и обучении студентов, решивших связать свою жизнь с музыкой, с игрой на фортепиано.

— Во время первого визита вы исполняли Рахманинова. А на этот раз было два концерта – классический и джазовый. Какое значение имеет в вашей жизни джаз и часто ли раньше вам приходилось играть музыку Джорджа Гершвина?

— Сейчас мне 62 года. Но в возрасте от 25 до 30-ти любители музыки больше знали меня как джазового пианиста. Я тогда был солистом радио-трио в рамках проекта ВВС-Манчестер. Играл концерты и в Лондоне, в «Ронни Скотс клаб». Но заглядывая в будущее, я мечтал стать классическим пианистом. И рад, что эта мечта осуществилась.

Что касается джаз, то меня часто просят исполнить рапсодию Гершвина в стиле блюз, называемую часто «Голубой рапсодией». Сегодня в 26-й раз мне выпала радость исполнять это произведение на концерте. Приходилось играть «Рапсодию в стиле блюз» с Халли-оркестром, лучшим в Объединённом королевстве. Часто меня просят играть и другие произведения Гершвина.

— Какой из концертов, сыгранных вами в Донецке во время этого визита, дался вам легче и каковы ваши впечатления от выступления в галерее «АртДонбасс»?

— Я бы хотел спросить об этом зрителей. Для меня оба эти концерта стали особенными. Прекрасно исполнять русскую классическую музыку перед русскими слушателями. Это очень вдохновляет и помогает ощущать реакцию аудитории.

Что касается второго концерта, где я играл вместе с оркестром, то могу отметить, что для меня он самый лучший, хотя за время музыкальной карьеры мне приходилось работать со многими симфоническими оркестрами в разных странах мира. В вашем симфоническом оркестре имени Прокофьева все музыканты прекрасны. Но мне больше всего нравятся исполнители, играющие на смычковых инструментах. Их мастерство – выше всяких похвал. Они и меня очень вдохновляют на творчество.

— Недавно на сцене нашей филармонии прошел концерт из произведений композитора Карла Дженкинса, уроженца Уэльса. Если бы вам предложили принять участие в вечере, посвященном творчеству шотландских композитором, произведения каких автором вы могли бы предложить?

— Среди композиторов у меня есть два больших друга. Один из них – Питер Суон, английский композитор. О его творчестве я уже говорил с директором Донецкой филармонии Александром Парецким. У филармонии уже есть ноты и я надеюсь, что мы однажды сыграем этот концерт.

Мой второй друг – шотландский композитор Эдди Макгуаэр. Он меня очень поддерживает не только творчески, но и во взглядах на ситуацию в Донбассе. Он придерживается тех же взглядов, что и я. Осознает, что в молодой республике на высоте культурная жизнь. Эдди Макгуаэр написал несколько статей, в которых позитивно отзывался о Донецкой Народной республике.

Очень надеюсь на то, что сыграю музыку Питера и Эдварда в Донецке. Они очень хорошие композиторы и замечательные друзья.

Ольга Стретта

http://delovoydonbass.ru/news/muzyka/piter_seyvrayt_ya_nachinal_muzykalnuyu_kareru_kak_dzhazovyy_pianist/