Дирижер Донецкой филармонии Владимир Заводиленко: «Музыка – это мягкая сила, ею можно и войны выигрывать»

Баянист, педагог, дирижёр Донецкой филармонии оказался, кроме прочего, настоящим философом.

Владимир Заводиленко, пожалуй, самый темпераментный дирижёр нашей Донецкой филармонии. Иногда мне кажется, что даже, если вдруг выключить все звуки мира и просто наблюдать за его фигурой в неизменном черном фраке и за движением белой палочки, то можно услышать музыку. Особенно мне запомнились концерты под открытым небом с американской пианисткой Валентиной Лисицей, под управлением Владимира Заводиленко.

В 2014 году Владимир сознательно выбрал жить и работать в Донецке,
что не преминула заметить Украина –
внесла дирижёра в списки сайта «Миротворец»

С Владимиром мы встречаемся в его небольшом кабинете филармонии. Карты – с одной стороны — звездного неба, с другой — мира, полка с книгами, весь подоконник в цветах. Мое внимание привлекают дирижерские палочки в чехле, лежащие у него на столе.

С бриллиантом Донецкой филармонии, солисткой Анной Братусь

— Всегда интересовало, зачем дирижеру палочка? – спрашиваю Владимира.

— Она показывает темп, ритм, пульсацию музыки, — рассказывает Владимир. – А еще удлиняет руку дирижера и видна каждому в оркестре.

Любимая дирижерская палочка Владимира ездит вместе с ним повсюду, сама она сделана из дерева, ручка – из пробкового дерева, по весу – просто перышко. Сколько всего она слышала, невольно позавидуешь!

Любимая дирижерская палочка Владимира ездит вместе с ним повсюду

Рос между Высоцким и классикой

… Маленький Володя появился на свет в городе Мирный на Севере, затем семья переехала в Крым. Никто из родных мальчика не был профессиональным музыкантом, что не мешало им любить музыку и петь. Будущий дирижер Донецкой филармонии вырос среди самого разнообразного репертуара – отец был поклонником Высоцкого, а мама любила классическую музыку, в свое время она мечтала о карьере балерины. Когда ему было восемь лет, отец предложил научиться играть на баяне. Позже было обучение в Симферопольском музыкальном училище имени П. И. Чайковского, а после – Донецкая музыкальная академия имени С. С. Прокофьева.

Музыка над Донбассом

— Впервые я встал за дирижерский пульт в 19 лет и понял – это мое. Я до сих пор помню то свое первое ощущение, — вспоминает Владимир. – Оркестр подобен коню, если дирижер – всадник его нервирует, дергает без повода или боится, то конь сбросит такого ездока. Власть должна быть, но важна атмосфера, чтобы каждый мог раскрыться. Здесь важно быть тонким психологом, и я все время этому учусь.

Симфонический оркестр в нашей филармонии – 85 человек! Чтобы руководить таким коллективом творческих личностей, нужно самому быть личностью.

Увидеть творение музыки

— Вот вы выходите, становитесь за дирижерский пульт, какие ощущения?

— Зал ощущаешь сразу, даже, когда еще не звучит ни единой ноты, а потом от композиции к композиции, даже стоя спиной к зрителю, чувствуешь, как откликается публика, как меняется ее настрой. Эти вибрации охватывают тебя, идет какой-то внутренний поиск и настрой, стараешься приблизиться к чему-то высокому или это высокое найти в себе, — говорит Владимир. – Можно просто послушать хорошую музыку, но, когда играет оркестр, когда мы смотрим на дирижера, как он двигается, мы видим, буквально, творение этой музыки. Музыка – это тонко материальное «живое существо», которое, как и мы, живет в пространстве и времени, переживая массу жизненных коллизий. Все, как и у человека! Радость, печаль, трагедии, счастье, любовь.

С генеральным директором и художественным руководителем
филармонии Донецка Александром Парецким

За классикой скучают

— Я вижу, как сметают билеты в филармонию на рок-хиты и саундтрек-шоу. А что касается классического репертуара? На эти концерты приходит столько же зрителей?

— Вы знаете, тоже аншлаги! И это другая публика, которая хочет слушать классику и в состоянии её оценить. Часто ко мне подходят зрители и спрашивают именно о таком репертуаре. На мой взгляд, нужно давать зрителю разные программы. Есть музыка о земном, а есть музыка, поднимающая нашу душу к уровню ангелов и даже Бога. Классическая музыка делает человека лучше, он получает такие тонкие высокие вибрации, которые ему помогают затем и в его профессии – найти что-то новое, чего он до этого не видел, принять правильное решение в затруднительной ситуации. А мы знаем, что молитва в храме, произнесенная сотнями людей, усиливается, подобное происходит и здесь в филармонии – воздействие музыки усиливается от души к душе, настраивая зрителей на одну волну. Другое дело, что зритель рок-хитов, он более активен, часто ищет, куда выплеснуть полученную на концерте энергию, пишет в соцсетях, делится впечатлениями. А поклонник классической музыки, как правило, более сдержан в подобных выплесках эмоций. Помимо того, классика не так активно рекламируется. Отсюда и складывается ложное впечатление, что на классику нет спроса.

Репетиция с американской пианисткой Валентиной Лисицей

— Получается, музыка – это своего рода сила?

— Да. Музыка – это мягкая сила. Через концерты мы несем свою культуру, строим невидимые мосты. Те, кто создавал культурные учреждения, еще со времен Российской империи и после нее, понимали значимость этого. А вы знаете, что все музыкальные школы возникли при Сталине? В конечном итоге то, что мы имеем сейчас в культуре, было заложено именно при нем. В Европе знания покупали, неимущий талант не мог там добиться ничего, у нас же была совсем другая система – если ты талант, тебе давали возможность учиться и заявлять о себе, государство брало под свое крыло.

Важно увидеть глаза музыкантов, готовых творить вместе с дирижером

Система была иная! Мы создавали человека-созидателя, творца, а не просто банального потребителя. Кто будет создавать, если все будут потреблять? Чтобы успешно работала экономика, должна успешно работать культура на самом высоком уровне. Тогда и ценности будут меняться, страна будет меняться, и мы вместе с ней. Ведь музыка – это то, что работает с нашим подсознанием. Ее потенциал способен менять мир и выигрывать войны.

Премьера сказки «Рикки-тикки-тави» из цикла «Сказки с оркестром».
Текст читает Виктория Степанова

Инструменты дарят русские люди

— Когда-то в одном из интервью вы говорили об изношенности музыкальных инструментов нашей филармонии. Меня тогда потрясла их стоимость – десятки тысяч долларов! А как обстоят дела сейчас?

— Очень сложно. Хотя у крупных театров России есть возможность обновлять инструменты и всегда существует такой запас, который они могут передать безвозмездно или по льготной цене. Но мы столкнулись с тем, что это непросто оформить как гуманитарную помощь нашей филармонии. Зато у нас появился настоящий друг из Кузбасса – Анатолий Мохонько. Это профессор, дирижер, заслуженный работник культуры РФ, который специально откладывал долгое время свою пенсию, и пожертвовал ее нам. Благодаря ему мы купили проектор, экран, несколько компьютеров, фотоаппарат для съемки концертов, валторну и бас-кларнет. В этом году он приезжал к нам в качестве дирижера с концертом симфонической музыки. В этот раз он также оказал помощь оркестру, которую мы решили направить на приобретение новых музыкальных инструментов. За это мы ему безмерно благодарны!

С народным артистом РФ, композитором Эдуардом Артемьевым

— А о каких программах мечтает дирижер Владимир Заводиленко?

— Мне очень бы хотелось исполнить такие монументальные полотна, как симфонии Г. Малера, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Также есть мечта исполнить, и возможно даже записать, все симфонии П. И. Чайковского.

Мне очень нравится дирижировать программы для детей. Детская публика самая искренняя и отзывчивая. Сказки с оркестром – это уникальный проект, где можно продирижировать самой разнообразной музыкой, о какой можно только мечтать. Я получаю от сказок колоссальное удовольствие!

Мечтаю о выступлениях нашего оркестра под открытым небом с хорошими яркими классическими программами.

— А есть какие-то приметы, например, с какой ноги шагнуть на сцену или еще что-то?

— Знаю, что многие солисты перед выходом на сцену всегда крестятся. Для меня же главное – ощутить тишину в зале и увидеть горящие глаза своих музыкантов, готовых на все, почувствовать уверенность, что у нас всё получится. Все удается, если это делается с любовью. В идеале оркестр вместе с дирижером – это одно целое.

Юлия АНДРИЕНКО
«Комсомольская правда»

21 декабря 2019 г.