«Донбасс-квартет». От трио до квинтета. Музыка высоких сфер

Как и ткань одежды, музыка бывает разная. Бывает рубашка из грубой ткани, а бывает из дорогого шелка.
Есть музыка для веселых портовых кабачков, а есть для уединенной тишины концертных залов…
Есть время развлечений, странствий и беззаботности, но есть и время раздумий, поиска себя, постижения новых граней Бытия.
Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать…

В 16-17 веках термин «камерная музыка» применялся для обозначения любой светской музыки и противопоставлялся музыке церковной. В дальнейшем так стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. Сегодня понятие «камерная музыка» является синонимом элитарности, а ее исполнение требует большого мастерства и тонкости.
14 декабря Малом зале Донецкой филармонии состоялся концерт, который позволил оценить всю прелесть этого вида музицирования. Музыканты «Донбасс-квартета»: заслуженный артист Украины Владимир Гамарь (1 скрипка), Ольга Зорькина (2 скрипка), Жанна Пронина (альт) и Ольга Гамарь (виолончель) исполнили «Элегическое трио» Сергея Рахманинова, Струнный квартет № 7 Дмитрия Шостаковича и сочинения Александра Бородина – Фортепианный квинтет до минор. Партию рояля исполнила дипломант международных конкурсов Елена Трофименко.

«Следует отметить свободу изложения, зрелое владение сонатной формой: «Элегическое трио» g-moll значительно превосходит некоторые из предшествовавших ему рахманиновских произведений, в частности «Юношескую симфонию», где ощущается еще известная скованность, несамостоятельность мышления. В трио при наличии острых тематических контрастов развитие протекает последовательно и логично, кульминации хорошо подготовлены и образуют естественные «узлы драматического напряжения». Оправданной представляется и траурная кода Alia marcia funebre, недостатком которой является, пожалуй, только чрезмерная краткость.

Замысел подобного заключения был также подсказан трио Чайковского. Но там оно появляется в конце финала, как эпилог ко всему симфоническому циклу, Рахманинов же перенес его в первую часть. Это дало повод для предположения, что рахманиновское трио было задумано автором с самого начала как одночастное произведение. Такое предположение, однако, представляется маловероятным. Вернее думать, что, написав первую часть, Рахманинов по каким-либо мотивам отказался от дальнейшей работы над этим сочинением. Возможно, его останавливало слишком очевидное сходство некоторых моментов написанной части с трио Чайковского, а может быть, он был просто отвлечен другими творческими замыслами.»

Ю. Келдыш
http://www.belcanto.ru/rachmaninov_trio.html

 

comments powered by HyperComments