«Донецк был, есть и будет джазовым центром», — Анатолий Лозовский.

лозовский 001В преддверии грандиозного VIII Международного фестиваля «Джаз-форум», который пройдет с 16 по 18 марта в Донецке, мы поговорили о донецком джазе и фестивальном движении Донбасса с заслуженным артистом Украины, знаменитым джазменом Донбасса и одним из основателей «Джаз-форума» — Анатолием Лозовским.

— Анатолий Максимович, Вы и джаз. Расскажите, с чего всё началось?

— Я полюбил джаз ещё со времён музыкальной школы, куда меня привёл старший брат. Он сыграл мне «В настроении \ In the mood» Глена Миллера из фильма «Серенада солнечной долины», и эта мелодия сразу покорила моё юное сердце. С тех пор я навсегда полюбил эту музыку, и любовь к ней я несу через всю жизнь. У меня классическое музыкальное образование. Я закончил нашу музыкальную академию, а до этого музыкальное училище и школу, как классический пианист. Но на государственном экзамене я играл «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Уже тогда я хотел показать стремление и желание играть определенный стиль, и это был, конечно, джаз.

— Как развивалась Ваша карьера дальше?

1233295400_kolesnikov_v

Валерий Владимирович Колесников — выдающийся джазмен Донбасса

— После выпуска я начал выступать с донецкими музыкантами. Мне посчастливилось играть на одной сцене и поездить по разным городам и фестивалям с Валерием Колесниковым, знаменитым джазовым трубачом. Я многому у него научился. Когда в начале 90-х годов в музыкальной академии открылась кафедра музыкального искусства и эстрады, я работал преподавателем и концертмейстером. Первые выпуски проходили на моих глазах и при моём непосредственном участии. В те годы у нас был замечательные коллективы диксиленд и квинтет, которые возглавлял Валерий Колесников. Мы объездили большое количество городов и выступали везде с успехом. С 1997 года меня пригласили в ансамбль Станислава Лавриненко, трубача, который работал тогда в Донецкой филармонии. С тех пор моя творческая судьба была связана еще и с филармонией. Я работал в ансамблях, а год спустя уже давал сольные концерты и работал как солист-инструменталист. Я объездил всю Украину в то время и в составах ансамблей, и со своими сольными программами.

— Расскажите о донецких джазовых фестивалях, о «Джаз-форуме».

dzhaz_klub

Одна из встреч в Донецком джазовом клубе

— С 2010 года предыдущий директор Донецкой филармонии Валерий Данилович Гуль предложил возродить формат международного джазового фестиваля. Несмотря на то, что приглашали играть много именитых музыкантов, на тот момент Донецк оставался без крупных джазовых событий, тогда как наш город всегда считался центром джаза. И не только в Украине, но и в мире. Если вернуться назад, то можно смело говорить о том, что Донецк всегда был джазовым центром в Советском Союзе. В этом году у нас 50-летие Донецкого джаз-клуба, который создал Виктор Абрамович Дубильер. Это человек, который много сделал для становления джаза. Он был ходячей энциклопедией. У него всегда были самые лучшие записи и большое количество музыки. Он один из первых, кто начал активно распространять идеи джаза. Все к нему обращались, чтобы переписать записи. Он всегда был в курсе всех последних событий джазового мира. Он и стал первым и единственным президентом джазового клуба, который был основан в 1967 году. Это было грандиозным событием, ведь джаз-клубов тогда по СССР было не много: Москва, Ленинград, Таллин… При содействии секретаря обкома партии Дегтярёва свой джаз-клуб появился и в нашем городе, что вывело нас на абсолютно новый уровень. Первый джаз-фестиваль в Донецке прошел в 1969 году и был посвящен столетию Донецка. В честь этого события его назвали «Донецк-100». Все последующие фестивали назывались «Донецк-101, 102, 103…» и так далее. Первый прошел на сцене драматического театра. Затем был фестиваль в ДК Ленина, сейчас это Центр славянской культуры. Когда открылся дворец молодежи «Юность», фестивали стали проводить там. Вместе с развалом Союза фестивальное движение приостановилось. С 2001 года появился новый формат под названием ДоДж, Донецкий Джаз. Их проводил мой однокурсник Александр Серый. Приезжало очень много разных прекрасных музыкантов. Затем Саша переехал в другой город, и фестивальное движение вновь пришло в упадок. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и, с лёгкой руки Валерия Даниловича Гуля, мы решили вернуть Донецку статус джазового центра. В этом году будет уже восьмой по счёту международный фестиваль «Джаз-форум», который традиционно пройдёт на сцене Донецкой государственной академической филармонии. За это время к нам приезжало огромное количество музыкантов из самых разных стран, в том числе из Европы и США. Выступал сын Эллы Фицджеральд – Рэй Браун, на нашей сцене собирались не только самые талантливые джаз-бэнды Донецка, но и Киева, Москвы, Ростова и других крупных городов. Конечно, все это было при полных залах и громких овациях.

— Есть ли будущее у джаза в Донецке?

— Донецк был, есть и будет джазовым центром. В нашем музыкальном училище есть эстрадно-джазовое отделение и кафедра в академии. У нас в городе всегда было очень много талантливых музыкантов, которые не уступают и даже превосходят своих коллег из других городов и стран. В Концертном духовом оркестре Донецкой филармонии практически все музыканты прошли нашу школу джаза, в том числе и руководитель, Михаил Мартыненко. Он известный донецкий джазмен, который умеет делать прекрасные аранжировки, а музыканты оркестра могут показать мастерство импровизации, поэтому они и будут играть на открытии «Джаз-форума». Я очень надеюсь, что вскоре пушки замолчат и заговорят музы. Талантливых ребят много и им нужно дать толчок к развитию и направить в правильное русло. Такой фестиваль, как «Джаз-форум» предназначен для любителей джаза и не только Донбасса. С одной стороны, люди могут прийти и насладиться качественной музыкой и профессиональным исполнением, с другой – музыканты из разных городов и стран собираются под эгидой фестиваля, обмениваются опытом и демонстрируют свое мастерство. «Джаз-форум» объединяет нас.

Ждем Вас на фестивале «Джаз-форум»!

1200х1800_6 (1)

comments powered by HyperComments