Мастер-класс от Медеи Ясониди

«Голоса есть, не иссякла земля Донбасская. Есть потрясающие, красивые и сильные голоса, молодые и по-настоящему оперные» (Медея Ясониди).

5 и 6 июня в Малом зале Донецкой филармонии состоялись мастер-классы знаменитого вокального педагога, оперной певицы Медеи Ясониди (Греция/Россия). Все желающие совершенно бесплатно смогли посетить мастер-класс профессионала высокого уровня, пообщаться с талантливым человеком,  влюблённым в искусство. 

«Когда началась война в Донбассе, где я родилась, я очень переживала за жителей этого прекрасного края. Но мне не хотелось быть сторонним наблюдателем, я желала хоть что-то сделать для своей Родины, и вот я приехала сюда. Я очень рада, что выступила на донецкой сцене, и надеюсь, что это не в последний раз», – сказала журналистам Медея Ясониди.

По словам гостьи, она, в отличие от многих коллег по цеху, не боится приезжать в Донбасс. “Многие говорят: вы что, туда опасно ехать! А я им говорю: вы знаете, опасно на дорогу выходить – тебя может машина сбить, тебе может кирпич свалиться на голову. Но если у тебя есть внутреннее желание сделать что-то хорошее – ты всегда найдешь возможность выполнить то, что ты хочешь. Что я и сделала”, – пояснила она.

Медея Ясониди — обладательница прекрасного голоса и греческого имени (в переводе  — «богиня») окончила в своё время Донецкое музыкальное училище, а после Киевскую консерваторию по классу фортепиано.

С 1991 года певица живёт в Греции, где окончила Афинскую консерваторию по классу вокала. После работала концертмейстером в Афинской опере. В 2000 году дебютировала, как солистка оперы в партиях сопрано. Выступала на сценах Национального театра им. Л. Яначека в Брно (Чехия), Пражской оперы, Карнеги-Холла, «Театра Элеоноры Дузе» в Болонье (Италия), Новосибирского театра оперы и балета.

В Киевской опере Медея Ясониди работала с такими известными солистами, как Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Соловьяненко. Среди вокалистов, которых консультировала Медея — греческие певцы Димитрис Кавракос (бас), Димитриос Тильякос (баритон).

В данное время Медея Ясониди работает директором по кастингу оперной труппы Пермского театра оперы и балета, а восемь лет назад Медея Ясониди стала педагогом по вокалу и ассистентом директора пермской оперной труппы, помощником художественного руководителя Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Теодора Курентзиса. В Пермском театре оперы и балета Медея Ясониди  участвовала в постановках опер В. А. Моцарта «Cosi fan tutte» и «Свадьба Фигаро», опер Дж. Верди «Травиата», Ж. Оффенбаха «Сказки Гоффмана» и многих других проектах, включая и концертные исполнения опер.

«Мечтая, чем мне интересно заниматься в будущем, где применить  свой опыт и знания итальянской вокальной школы, я представляю себя во главе оперной студии для молодых певцов. Неважно, в какой стране, лишь бы был богатый материал для работы… » (Медея Ясониди).

25 марта 2017 года Медея Ясониди выступила с Академическим симфоническим оркестром им. С. С. Прокофьева на сцене Донецкой государственной академической филармонии в рамках концерта, посвящённого 90-летию со дня рождения выдающегося музыканта Мстислава Ростроповича. Дирижировал оркестром заслуженный артист России, дирижёр Анатолий Оселков. В концерте также принял участие виолончелист из Москвы Глеб Степанов. Музыканты исполнили Концерт до-мажор для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна, Концерт для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса.

В исполнении греческой певицы прозвучали тогда арии из опер Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини, а также вокализ Сергея Рахманинова. Зрители благодарили Медею Ясониди бурными овациями и криками «браво». По завершению концерта Медея Ясониди вышла в фойе филармонии к знаменитому белому роялю, где продолжила выступление, аккомпанируя сама себе, вдохновенно исполнила на «бис» известную неаполитанскую песню «O sole mio».

Как подарок землякам Медея Ясониди тогда и сейчас, спустя два года, решила провести серию мастер-классов. С первой встречи Медея Ясониди поразила своим талантом чуткого педагога и особенным подходом к обучению. Она дала шанс попробовать свои возможности всем без исключения. Медея Ясониди удивила, поразила, окрылила и вдохновила сразу всех, рассказав свою необыкновенную историю собственного творческого пути:

«Петь никогда не поздно. Мой дебют в качестве солистки состоялся, когда мне было сорок пять лет, если ты понял, что у тебя есть голос, пусть даже в сорок лет, развивай свой талант! Если вы что-то любите, если интуиция вас толкает начать неизведанное дело, то возраст не имеет значения. Если ты понял, что у тебя есть голос, пусть даже в сорок лет, развивай свой талант. Никто не обязывает тебя становиться профессиональным оперным певцом. Но ты имеешь право открыть рот и петь. И можно только радоваться этому. Голос есть у всех! Мой дебют в качестве солистки состоялся, когда мне было сорок пять лет. Первая партия, которую я пела, — Микаэла в опере Бизе «Кармен». Приехала в театр чешского города Брно, спела прослушивание, и мне сразу предложили роль. Там никто не спросил меня о возрасте. К сожалению, в российских театрах есть возрастная дискриминация. В Европе она выражена меньше. Мне доводилось в качестве помощника дирижёра проводить прослушивания артистов. И часто слышала, как тридцатилетним людям говорили: «Как вы поздно начали учёбу!» Никогда не поздно, я считаю. Хотя, психологически совсем непросто обнаружить у себя голос в пятьдесят лет и начать всерьёз заниматься вокалом. Мой первый педагог Наталья Вениаминовна Татаринова так же, как и я, начала петь в середине своей жизни, получив вокальный диплом в пятьдесят лет!

Мне часто задают вопрос, кто из знаменитых голосов для меня является образцом. Вокалистам важно это знать, чтобы понять педагога — куда он приведёт их в результате совместной работы, где его горизонт. И первым именем я всегда называю Марию Каллас. Не потому, что она гречанка, как и я. А потому что никто, кроме неё, не достиг такого высокого интерпретационного уровня. Мне очень нравятся в её исполнении такие оперы, как «Травиата», «Норма», «Медея». Отмечу также голос Ренаты Тебальди, хотя, считаю, она немного холодна, как интерпретатор. Из русских певиц мне нравилась меццо-сопрано Елена Образцова. Из мужских голосов мои ориентиры — это Марио Дель Монако, Франко Корелли, Джузеппе Ди Стефано. Мой педагог пела с этими солистами. У них была настоящая вокальная школа».

«Это непросто — проложить путь к уху, сердцу, сознанию вокалиста. С людьми нужно не просто работать, нужно открывать в них закрытые пока «дверцы», расширять возможности их таланта. Поэтому я говорю другим людям уверенно: никогда не сдавайтесь! Не держите в себе голос. Отпустите.»

Слова Медеи Ясониди вдохновляли и поддерживали, придавая уверенность многим слушателям.  Этот уникальный педагог чудесным образом находит таланты, помогая голосам раскрыться и зазвучать во всей своей красоте. Всё, о чём говорит Медея Ясониди и предлагает повторить студенту, все упражнения для усовершенствования голоса она сразу же наглядно демонстрировала на своём личном примере.

В этот раз Медея Ясониди приехала в Донецк специально, чтобы снова провести мастер-классы для всех желающих.  5 и 6 июня на встречу с талантливым педагогом спешили и начинающие вокалисты, и педагоги донецких музыкальных учреждений со своими учениками, солисты филармонии, студенты-вокалисты, люди, которые когда-то пели и решили возобновить обучение. Проверить и поверить в свои силы всем им помогла певица, музыкант и педагог от Бога – Медея Ясониди.

На творческую встречу пришли все, кто хотел пообщаться с удивительной, неординарной, невероятно талантливой женщиной, наделённой безграничным талантом, тонким восприятием музыки, дивным голосом и слухом, чувством такта, юмора, неиссякаемой энергией и безраздельной любовью к делу всей своей жизни.

Второе значение имени Медея — «волшебница» и то, что это действительно так, становится понятно сразу на мастер-классе педагога. «Голоса я узнаю по смеху…», — часто говорит Медея Ясониди. Она выбирает, ценит и сразу слышит красивые голоса, восхищаясь и радуясь природному звучанию.

Голос — это божественный дар. При этом Медея Ясониди всегда говорит, что в вокале чудес не бывает, само собой ничего не происходит, за всем великолепием стоит постоянный труд оттачивания мастерства, каждодневная работа самоусовершенствования голоса и себя. В ходе мастер-класса педагог, работая с вокалистом, слушая его, дает чёткие и точные советы и указания, помогая простыми, наглядными примерами и действенными упражнениями зазвучать особенно и неповторимо каждому голосу.

«Не держите в себе голос, отпустите! Голос должен быть везде и звучать в тебе, фигурально говоря, в каждом пальчике и части тела!»

Она знает всё: как правильно дышать для точного извлечения звука, исправить визуальные дефекты, дикцию, улучшить произношение, сделать так, чтобы и голос, и исполняемое произведение прозвучали идеально. Как «вытащить голос на поверхность», активно использовать кадык, работать гортанью и диафрагмой, как «дышать животом», «пить звук, как воду», научиться делать «сюрприз» — спонтанное дыхание, включать эмоциональную сферу и окунуться в бельканто с головой. Помогали в этом простые и такие важные советы Медеи Ясониди, а также действенные эксклюзивные упражнения: «волшебное зеркальце», «гудок», «Арлекин», «смешная обезьяна», «воем на луну»…

Об этих тонкостях вокального мастерства узнали все, кто посетил мастер-класс талантливой певицы, музыканта и опытного педагога. На мастер-классе Медея Ясониди поделилась фактически большей частью своих секретов вокального искусства: как правильно дышать и как подготавливать себя к пению, как придать голосовые оттенки и сохранить природную красоту голоса, как убрать физические и энергетические зажимы. Медея Ясониди действует молниеносно, пробивая человеческие комплексы и «вытягивая» правильный звук на поверхность, отшлифовывая и придавая голосовые оттенки.

Многие попробовали на на себе методику преподавания и комплекс специальных упражнений опытного педагога и музыканта высокого профессионального уровня и мастерства. Многолетний опыт работы с вокалистами помогают певице тонко слышать, «четко сканировать» голоса и сразу понять, в чём заключаются трудности молодых талантов и начинающих певцов, задачи совершенствования мастерства выступающих, концертирующих вокалистов в работе над оперными партиями.

Медея Ясониди знает всю специфику работы в деталях, нюансах и тонкостях. Как поётся в песне из известного фильма: «Но ведь я же не мечтатель, я же точно знаю, как!» Медея Ясониди слышит и точно знает, как придать огранку каждому голосу, оттеняя его красоту, наполняя глубиной и тончайшей подачей чувств и эмоций. «Тоску необходимо передать голосом, эта фраза должна звучать милосерднее, чувственнее, а в этой должна присутствовать истома…»

«Мне нравится лепить голос, придавать ему оттенки, пластичность, объёмность, проточность…» — говорит Медея.

В ходе мастер-класса слушая голоса, певица даже предлагала произведения, на которые стоило бы обязательно обратить внимание вокалисту в выборе репертуара. Некоторые голоса присутствующих вызывали у Медеи Ясониди искреннее восхищение.

«Голоса есть, не иссякла земля Донбасская. Есть потрясающие, красивые и сильные голоса, молодые и по-настоящему оперные».

Медея — безумно работоспособный и энергичный человек, она просто светится зарядом позитивной энергии, обладает редким даром видеть личность изнутри, очень тонко чувствует человеческую натуру. Она мыслит ассоциативно, но всегда говорит просто, доходчиво, наглядно и понятно о сложных и порой непонятных вещах.

У Медеи Ясониди интересная и наполненная жизнь, и каждый день она стремится познать и увидеть что-то новое, каждый день учится, совершенствуется. Медея, как и все по-настоящему талантливые люди, проста в общении, невероятно артистична и позитивна. Она — фонтан энергии и оптимизма. Медею Ясониди очень интересно слушать и беседовать с ней, каждая ее фраза — цитата:

«Дирижёр — не тот, кто отмеривает такт руками, а тот, кто даёт музыкантам импульс. Они отвечают ему, и так рождается музыка. Опера — это постоянная циркуляция энергии между дирижёром, оркестром и вокалистами. Энергия поднимается из оркестра вверх, в зал — публика получает тепло этой волны. Затем она возвращается на сцену и обратно к дирижёру. Именно поэтому мы можем слушать одну и ту же оперу неоднократно, словно впервые. Мы греемся её теплом».

«Важно выявить особенности характера человека, а не только его голоса. Бывает, ошибаешься в этом или, напротив, угадываешь раньше других. Когда певцы спрашивают, смогут ли они исполнить ту или иную партию, я обычно отвечаю: пробуйте, ведь пока не попробуете, то сами не узнаете. Бывает, напротив, что певцы переоценивают свои силы. Чтобы почувствовать разницу, нужно быть хорошим психологом».

«Моя задача — постоянно повышать профессиональный уровень солистов. Артисту необходима цель, чтобы двигаться дальше. Приятно и радостно видеть, как люди растут над собой во всех смыслах».

В ходе мастер-классов Медея Ясониди помогла студентам поверить в себя, преодолеть проблемы с произношением, научила освобождать тело для чистого извлечения голоса, показала разные приемы голосовой подачи.

“Студенты не только нуждаются в таких советах и в такой помощи, мне кажется, что приезды людей-специалистов моего жанра восполняют тот вакуум, который создан в связи с такой ситуацией чрезвычайной (войной), и, мне кажется, есть какой-то результат”, – сказала певица. Медея Ясониди заверила, что по мере возможностей будет продолжать ездить в Республики Донбасса и помогать будущим вокалистам. В очередной свой приезд на донецкую землю  мастер вокала, удивительно тонко чувствующая каждого человека Медея Ясониди, открыла яркие и талантливые имена наших земляков и помогла преобразиться и по-новому зазвучать голосам Донбасса.

Мастер-класс окончился на мажорной ноте. Медея Ясониди пожелала всем успехов в поиске, открытии и познании себя.

«Найдите себя и свой голос! Если что-то не складывается, не отчаивайтесь! Идите к тому, кто поможет вам раскрыть голос. Идите от сердца к сердцу…»

Хотелось, чтобы общение с этой мудрой и талантливой женщиной продолжалось, уходить с мастер-класса никому не хотелось. Удивительный вечер 6 июня в Донецке для Медеи Ясониди продолжился приглашением на бульвар Пушкина. Празднование юбилея великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и Дня русского языка захватило всех без исключения. Вдохновенное пушкинское слово звучало в этот день повсюду. «Евгений Онегин» у театра оперы, сказки, стихи и проза в исполнении донецких актеров и артистов Донецкой филармонии у памятника А. С. Пушкину, все выступления восхитили и порадовали, оставляя в душе яркие впечатления и приятные воспоминания, которые Медея Ясониди сохранила в душе и фото на долгую память о поездке в Донецкую Народную Республику.