Мир музыки Шопена

…Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту…

Этим стихотворением Бориса Пастернака лектор-музыковед Татьяна Кусты открыла концерт камерной музыки «Мир музыки Шопена», который состоялся 13 февраля в Донецкой филармонии. В программе принимали участие не только артисты филармонии, но и многочисленные гости – преподаватели и студенты Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева: Юлия Якимчук, Анжелика Темнохуд, Юлия Дробот, Надежда Манько, Марина Коваленко, Ирина Ткачева, Карен Торосов, Алексей Балджи.

В этот день в Концертном зале имени С. С. Прокофьева говорили о Фридерике Шопене. Когда в 1829 году состоялся выпускной экзамен учеников  третьего курса Главной школы музыки, учитель Шопена, Эльснер, дойдя до его фамилии, написал в рапорте краткую характеристику – «исключительные способности» и добавил: «музыкальный гений». Этой записью в экзаменационном рапорте старый мастер приветствовал  новую эпоху, которую начинал его ученик.

Гейне назвал Шопена поэтом фортепиано. И действительно, большинство произведений написаны только для этого инструмента. Открылся концерт Скерцо №2 си-бемоль минор – ярким, временами драматическим, но с радостной развязкой. В концерте также прозвучали Рондо для двух фортепиано, ор. 73, Этюд №23, Колыбельная Ре-бемоль мажор, ор. 57, Полонез до-диез минор, ор. 26, Ноктюрн Ре-бемоль мажор, ор. 27, Баллада фа минор, ор. 52.

Есть у Шопена и несколько песен. Цикл «Польские песни» сложился уже после смерти композитора. Сам Фридерик не предназначал их для печати, но друзья издали эти 17 сочинений. «Гулянка» и «Воин», исполненные заслуженной артисткой Украины Светланой Ольховиченко (фортепиано) и лауреатом международных конкурсов Кириллом Волженцевым (баритон), а также «Пригожий парень», прозвучавшая в исполнении заслуженной артистки Украины Анны Братусь (сопрано) и дипломанта международного конкурса Елены Трофименко (фортепиано), перенесли слушателей на родину композитора – Польшу, с её неповторимым национальным колоритом. А песня «Желание» наполнила зал радостью и романтикой.

Мазурка ля минор, ор. 68 в переложении П. Виардо для голоса и Вальс ми минор №14 «На балу» прозвучали в исполнении Екатерины Гладышевой (сопрано) и Елены Трофименко.

Если Шопен и писал музыку для других инструментов, то обязательно в компании с фортепиано. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соль минор, прозвучавшее в конце программы в исполнении Марины Коваленко, Марины Жорняк и Ирины Нифонтовой в полной мере отражает тот дух романтизма, во времена которого жил композитор. По замечанию критиков, это сочинение стало для польской музыки «событием эпохального значения». А для дончан очередным значимым культурным событием стал концерт «Мир музыки Шопена».

comments powered by HyperComments