Музыка небесных сфер: концерт органной музыки в Донецкой филармонии

23 ноября в Донецкой государственной академической филармонии прошел концерт органной музыки под названием «Великолепие Германии».

Тайны бытия

С большим интересом окунулся в атмосферу Европы эпохи барокко и убедился, что название программы целиком и полностью себя оправдывает, ведь из труб донецкого органа звучали произведения величайших немецких композиторов того времени. Органист Александр Хмарный исполнил опусы Иоганна Себастьяна Баха, Дитриха Букстехуде, Николауса Брунса…

Органные фантазии Букстехуде вообще уникальное художественное явление в истории органной музыки. Они, например, во многом повлияли на органные сочинения Баха. Вообще Букстехуде считал, что подлинная музыка – та, которую издают при вращении небесные сферы, а наша, человеческая, лишь бледный ее отголосок.

Иоганн Себастьян Бах… Действительно, орган – это его стихия. Здесь его гений развернулся во всем своем великолепии.

Органа по звучанию нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее. Кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются тайны бытия, доселе непостижимые.

Стоит отдать должное организаторам концерта и исполнителю – с помощью света и потрясающего звука им удалось сделать так, чтобы зрители на протяжении всего действа ощущали себя обитателями средневековой Германии. В некоторые моменты, когда громкий звук органа был особенно насыщенным, казалось, что вот-вот распахнутся двери зала, и внутрь войдет какой-нибудь монарх в горностаевой мантии…

Сакральный инструмент

Концерт прошел с аншлагом. Слушатели были самые разные – от совсем юных ценителей прекрасного до почтенных пожилых граждан. Пока Александр Хмарный священнодействовал за инструментом, публика, затаив дыхание, наслаждалась чарующими звуками органа. Конечно, музыку нельзя описать словами. Ее нужно слушать. Зато словами можно передать те чувства и эмоции, которые она пробуждает. В перерыве между отделениями мы поинтересовались у окружающих, каково их отношение к этому великому инструменту.

– Орган не зря называют королем музыкальных инструментов. Грандиозность его звучания выражается в эмоциональном воздействии на слушателя. Выразительный ресурс позволяет создавать музыку широкого содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких, интимных моментов человеческой души. При слове «орган» хочется использовать эпитеты вроде «неземной», «божественный», – сказал нам дончанин Евгений Степанович.

– Звуки органа завораживают, настраивают на особое восприятие мира. Эта красивая музыка обладает необъяснимой силой – может быть, потому, что орган почти сакральный инструмент. Он прекрасен. Просто его надо правильно понять, – поделился студент Антон.

– Орган – это сила звука и гармонии мыслей, зашифрованных в последовательности звуков. У людей душа очищается звуками этой музыки, они в буквальном смысле становятся верующими, потому что очевидно: без высших сил такую музыку не создать, – отмечает Екатерина.

Оркестр для одного

Отметим, что начиная с XVII века этот инструмент занимает в музыкальной культуре почетное место. Большая часть произведений писалась для исполнения на органе либо с его использованием. Словом, репертуар у органистов был широчайший, и каждый композитор того времени не представлял своего творчества без использования короля музыкальных инструментов.

Такое уважительное отношение к органу вполне оправданно: внушительное полифоническое звучание, большой диапазон (какого нет ни у одного музыкального инструмента), широкий ряд тембровых возможностей. Ведь только представьте: в больших органах количество регистров может доходить до 200, но кроме того, несколько регистров можно сочетать между собой, создавая новые тембры, которые будут абсолютно отличаться от исходных. Многоголосье органа может заменить собой звучание хора и большинства инструментов симфонического оркестра. Отсюда и высказывания о том, что орган по сути является большим симфоническим оркестром, в котором играет всего один человек.

Новая дата календаря

Случайно ли, нарочно ли, но концерт почти совпал с новой знаменательной датой. 24 ноября 2019 года в Российской Федерации впервые прошел Всероссийский день органа. Это мероприятие было инициировано Российской академией музыки имени Гнесиных, имеющей большой опыт организации крупных международных органных форумов.

Идея проведения ежегодного мероприятия вызвала широкий резонанс и получила поддержку среди органистов, руководителей концертных и общественных организаций, а также учебных заведений России. Эта акция поспособствует дальнейшей пропаганде органного искусства в России, расширению органной аудитории и углублению представлений об уникальном инструменте с более чем двухтысячелетней историей.

Хранители традиций

Что хотелось бы отметить по итогам похода на прекрасный концерт органной музыки. Действительно отдохнул душой. Масса приятных впечатлений. Известно, что орган предполагает утонченного слушателя, ценителя. И несмотря на то что сегодня в обществе преобладает (особенно среди молодежи) запрос на иной тип музыкального искусства, благодаря таким местам, как Донецкая филармония, понимаешь, что композиторские и исполнительские традиции органной классики по-прежнему верно хранятся, а не интерпретируются в угоду сиюминутным современным вкусам.

А глядя на возраст слушателей концерта «Великолепие Германии», понимаешь, что, несмотря на динамику музыкальных переориентаций, интерес к органной музыке отнюдь не сворачивается.

СПРАВКА

Александр Хмарный в 2009 году окончил Артемовское музыкальное училище имени Ивана Карабица по классу фортепиано. Затем, в 2014-м, – Одесскую национальную музыкальную академию имени А. В. Неждановой по специальностям «фортепиано» и «орган».

С 2014 по 2018 год работал преподавателем фортепиано в Артемовском музыкальном училище. Являлся художественным руководителем ансамбля старинной музыки «Арт-барокко», в составе которого выступал в качестве клавесиниста.

После окончания консерватории сотрудничал с известными музыкантами из Санкт-Петербурга и Москвы. В последнее время выступал в качестве органиста.

Является лауреатом ряда всеукраинских конкурсов и дипломантом многих фестивалей.

С 2018 года Хмарный работает в Донецкой государственной академической филармонии в качестве исполнителя (орган, фортепиано).

Сергей Анисимов
«Донецкое Время»

2 декабря 2019 г.