Две страны — четыре гения

03.11.18. Две страны - четыре гения.

«Две страны — четыре гения» — яркое событие в культурной жизни Донецка! В Донецкой филармонии вдохновенно и высоко прозвучала незабвенная классика! 3 ноября в Концертном зале им. С. С. Прокофьева состоялась грандиозная премьера программы «Две страны — четыре гения».

Заслуженный артист России Анатолий Васильевич Оселков всегда радует донецкую публику особенными программами и музыкальными произведениями. В сотворчестве с солисткой «Донбасс оперы», лауреатом международных конкурсов Элоной Коржевич (сопрано) воплотилась в жизнь давняя мечта — прекрасная программа под названием «Две страны — четыре гения» — собрание уникальных произведений классики.

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт, немецкий композитор Рихард Штраус, немецкий композитор Рихард Вагнер и австрийский композитор Франц Шуберт подарили миру красивейшие произведения. В виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением заслуженного артиста России А. В. Оселкова прозвучала изысканная музыка Р. Штрауса «Четыре последние песни» — Премьера исполнения в Донецке! Две изящные арии В. А. Моцарта, удивительная «Пятая симфония» Шуберта и неповторимая музыка Р. Вагнера! Сложнейшие и красивейшие вокальные партии в исполнении божественного голоса Элоны Коржевич звучали легко и светло, унося ввысь! Восторженная красота в каждом звуке, в каждом произведении и в душе!

В программе «Две страны — четыре гения» впервые на сцене Донецкой филармонии прозвучало произведение Рихарда Штрауса «Четыре последние песни», которое 84-летний композитор написал за год до смерти. Оно стало, наверное, самым популярным из всех его творений. В этих песнях всё дышит предчувствием и ожиданием неизбежной смерти. Но ожидание её настолько спокойно, настолько проникнуто осознанием пройденного пути и жизненной усталостью, что музыка последних песен кажется какой-то особенно свободной. Композитор не жалуется на увядание и угасание, а любуется интересным природным явлением и приглашает нас полюбоваться этим прекрасным закатом вместе с ним. Противиться невозможно – завороженные прекрасными звуками, мы принимаем приглашение и замираем от восторга перед открывающейся величественной картиной. «Реквием» Моцарта, Шестая симфония Чайковского… Многие композиторы уходили из жизни эффектно. Но никто не сумел сделать это так красиво, как Рихард Штраус. 

Светло и вдохновенно прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра красивейшая  Пятая симфония (Ф. Шуберта), написанная в течение cентября  — октября 1816 года. Симфония №5 завершает ранние симфонические опыты композитора, годы его учения у классиков. В ней господствуют светлые образы, безмятежные настроения, изящество мелодий, торжество музыки, ниспадающие водопады радости, уравновешенность формы, которые характеризуют и три первые симфонии Шуберта, находят здесь наиболее совершенное воплощение и заставляют вспомнить о Моцарте.

В. А. Моцарт прозвучал арией Констанцы в блистательном исполнении Элоны Коржевич и Академического симфонического оркестра под управлением А. В. Оселкова. Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. «Bсe эти радости — мне доставляет удовольствие так думать — нашли отражение в музыке оперы». В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли «зингшпилем», то есть веселой пьесой с музыкой. Ария прозвучала музыкой светлой радости.

В неповторимом исполнении Элоны Коржевич проникновенно и светло прозвучал Мотет «Exsultate, jubilate». Божественная «Аллилуйя» (Моцарта), восхищая радостью своей и любовью, уносила слушателей в высшие сферы. Мотет — жанр многоголосной вокальной музыки, возникший во Франции XII века, на протяжении четырех столетий оставался наиболее популярным и в светской, и в духовной музыке, под влиянием итальянской музыки, становится сольным и приобретает некоторые черты духовной кантаты. Именно таким стал Мотет Моцарта, написанный им вскоре после возвращения в Зальцбург. Можно лишь предположить, что Мотет написан еще до отъезда в Вену. Его заключительная часть — «Аллилуйя» — до нашего времени является одним из популярнейших номеров сопранового репертуара.

Еще одно произведение, поразившее слух, прозвучало в завершение удивительного концерта светлым аккордом торжества музыки Рихарда Вагнера — увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»! В 1845 году Вагнер задумал написать нечто в «легком духе» и показать состязание певцов-рыцарей мейстерзингеров (мастеров пения), так появился эскиз сюжета будущей оперы. Увертюру композитор создал раньше остальной музыки. Увертюру, полную света и высшей  радости и услышали слушатели Донецкой филармонии. Как вспоминал Р. Вагнер: «Вступление встало передо мною, как далекое воздушное видение и я сразу записал его». Таким  мы его и услышали в виртуозном исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева -красивым, торжественным, полным эпической мощи и величия. Программа «Две страны — четыре гения»поразила и восхитила как  профессиональных музыкантов, так и слушателей. Овации и крики браво не смолкали. Этот грандиозный концерт стал незабываемым событием в культурной жизни Донецка.

comments powered by HyperComments