В ФИЛАРМОНИИ – «ДОНЕЦКАЯ ОСЕНЬ»

В Донецкой филармонии состоялось открытие III Международного фестиваля органной музыки «Донецкая осень».  В четверг, 7 октября 2021 года, программу «Пять веков органа» представили органист Александр Хмарный и ведущая Татьяна Кусты.

Автор программы в музыкальных картинах представил историю жизни Короля инструментов, показав, какой путь прошло органное искусство за пять минувших веков. Из века в век перемещались слушатели вслед за музыкой прославленных композиторов Свелинка, Фрескобальди, Букстехуде, Баха, Кребса, Вьерна, Франка и Мессиана.

Как рассказала ведущая Татьяна Кусты, с именем Свелинка (1562 -1621), выдающегося исполнителя-импровизатора, связаны первые в истории публичные органные концерты, которые он вёл в течение 40 лет в «старой церкви» Амстердама. Открыла музыкальную часть программы его Прелюдия Фа мажор, затем прозвучала Фантазия в манере «Эхо». Благодаря этому голландскому мастеру, именем которого называется Консерватория в Амстердаме, история музыки может точно провести границу между двумя крупнейшими эпохами: Ренессансом и Барокко.

Следующим этапом программы стало творчество ученика Свелинка – Джироламо Фрескобальди (1583-1643). В программе прозвучали его Aria detto Baletto и Токката соль минор.

Произведения Дитриха Букстехуде (1637-1707) – одного из величайших органистов, главы северонемецкой органной школы, музыканта, перед которым преклонялись современники, всегда оказывают особенное впечатление на слушателей. В программе «Пять веков органа» прозвучала Прелюдия Ре мажор.

Букстехуде справедливо называют главным предшественником и учителем Баха. Известна история о том, что молодой Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком 400 км из Арнштадта в Любек, чтобы послушать игру Дитриха Букстехуде, признанного величайшим органистом своего времени. Фантазия и фуга до минор  Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) стала ярким аккордом, завершившим  первое отделение программы.

Токката ля минор ученика Баха – Иоганна Людвига Кребса (1713-1780) открыла второе отделение. Затем в исполнении Александра Хмарного прозвучали Прелюдия, фуга и вариация Сезара Франка (1822-1890), «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна и «Небесная трапеза» Оливье Мессиана.

Завершило праздничную программу «Пять веков органа»  легендарное произведение Баха – Токката и фуга ре минор, поражающая своей мощью и силой эмоционального воздействия уже не одно поколение слушателей.

III Международный фестиваль органной музыки «Донецкая осень» продолжится 16 октября концертом органной и симфонической музыки «Музыкальная Европа». Исполняют: специальная гостья из Швеции Татьяна Гамарь (орган), донецкие музыканты – заслуженный артист Украины Владимир Гамарь (скрипка), Ольга Гамарь (виолончель), а также Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева под управлением дирижёра Владимира Заводиленко. В программе прозвучит Концерт для органа с оркестром Габриэллы Гуллин (премьера в Донецке!) и Концерт (сюита) op.149 для скрипки, виолончели и органа Йозефа Габриэля Райнбергера.

comments powered by HyperComments