«ВРЕМЕНА ГОДА» К ЮБИЛЕЮ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

10.03.2018. Антонио Вивальди
10 марта в Донецкой государственной академической филармонии состоялась концертная программа, посвященная 340-летию со дня рождения итальянского композитора Антонио Вивальди.  «Времена года» прозвучали в честь юбилея Маэстро. Антонио Вивальди — яркий представитель эпохи барокко, виртуоз скрипичного искусства, величайший композитор. Созданные им «Времена года» — не просто гениальное произведение по своей выразительности, полное внутренних тончайших градаций и драматизма. Это музыка на все времена, радующая и волнующая сердце и душу. Это классика инструментального концерта, зарождение которого, как жанра, связано в истории музыки с именем этого великого итальянца.

Антонио Лучо Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее ярких его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года».

В первом отделении концерта в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева прозвучало это гениальное произведение Антонио Вивальди. «Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Настолько точно передает эти ощущения и картины природы музыка, что они оживают в  реальности. Как сказал главный дирижёр симфонического оркестра  Донецкой филармонии Владимир Заводиленко: «Эта красивейшая музыка откликается в сердце любовью и восхищением. Каждая часть – особенная. Удивительная музыка звучит внутри  высоко и вдохновенно. Играя, проживая, пропуская через себя эту музыку, мы старались  максимально точно приблизиться к идее самого автора, создавшего её. Важно сыграть так, как видел и чувствовал Антонио Вивальди, озвучить и показать то, о чем хотел рассказать и выразить в каждом звуке автор». Солировала одна из ведущих солисток симфонического оркестра Алла Магойченко (скрипка), тонко чувствуя и виртуозно передавая все краски и оттенки «Времен года» в звуках. Все части произведения «Времена года» Вивальди сопроводил сонетом, который усиливает эффект  реальности, добавляя в палитру красок. Но, увы, сегодня в концертных залах мы сонетов не слышим, они практически никогда не зачитываются. Хотя они тончайшим способом передают атмосферу звучания стихии природы. В стихотворной форме сонеты передают ощущение  того, как сам Маэстро слышал и чувствовал свою музыку. Кто автор сонетов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что это сам Вивальди. В нашем концерте сонеты прозвучали в прекрасном исполнении талантливой ведущей, музыковеда Тамары Соловьевой.

Во втором отделении концерта прозвучало произведение  Йозефа Гайдна – симфония «№45», «Прощальная» — гениальное творение автора со своей уникальной историей создания. Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии основа гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная симфония) — симфония Йозефа Гайдна (1772).
«Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 скрипки, которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.  Интересна история, благодаря которой композитор создал это бессмертное творение.

В 1761 году Гайдн становится капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний, музыка его восхищает, но… Эстерхази, к величайшей скорби музыкантов, решает распустить оркестр. Й. Гайдн, чтобы спасти и сохранить оркестр, предпринял последний шанс — сочинил Симфонию №45 «Прощальная». Эта симфония у композитора не последняя, он просто показал, как музыканты уходят из оркестра и это тронуло князя. Оркестр виртуозно сыграл » Прощальную», и восхищенный князь отменил свое решение.
Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал  Й. Гайдн. Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу, «Прощальная» симфония живёт и до сих пор. Музыканты один за другим покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: всё так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть. Все, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит. Не всегда было весело и капельмейстеру Й. Гайдну. Музыка интригует, восхищает и приглашает вас услышать ее.  «Времена года» и «Прощальная» оказывают сильное эмоциональное впечатление,  не оставляя никого равнодушным, эти произведения хочется слышать снова и снова.

посмотреть афишу ПОСМОТРЕТЬ РЕПЕРТУАР

 

comments powered by HyperComments