Юбилей Донецкого Джаз-клуба

Говоря о столице шахтерского края, нельзя не упомянуть о том, что наш город всегда считался джазовым центром в СССР наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Донецк даже называют «Новым джазовым Орлеаном». Это выражение лишний раз подчеркивает статус города, потому что именно в Новом Орлеане в США зародился этот жанр.

Джазовая культура возникла в Донецке в 50х годах прошлого века. В 1949 году по указанию Сталина знаменитому джаз-оркестру Олега Лундстрема разрешили вернуться в Советский Союз из Шанхая. Стоит отметить, что руководство СССР к джазу относилось предвзято: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Тем не менее, существовали эстрадные оркестры, которые, по сути, играли джаз, однако в силу идеологического «пресса» именно джазовыми не назывались Один из музыкантов именитого коллектива Лундстрема Николай Ивановиче Кормушин чудесным образом оказался в Сталино*, где и остался. Золотая (в прямом и переносном смысле) труба Кормушина, его искусство владения этим инструментом, произвели самое серьезное впечатление на местных музыкантов.

ФОТОРЕПОРТАЖ

После смерти вождя давление на джаз ослабло, хотя его все еще официально не разрешали.

В авангарде джазовой культуры в 50-х годах были студенты трех донецких вузов: индустриальный институт (он же ДПИ, а сейчас Донецкий национальный технический университет), Донецкий медицинский институт и торговый. Побывать на студенческом вечере было вершиной желания любого «продвинутого» молодого человека. Во всех вузах нашего города джаз-оркестры собирали полные залы.

Для обхода цензуры и зоркого глаза худсовета прибегали к разного рода хитростям. На плакатах студенческих вечеров в мединституте, например, вместо Стена Кэнтона автором значился Степан Ковтун, а вместо Каунта Бэйси – Константин Бесов, вместо Г. Миллера – Ю. Саульский, В. Людвиковский или кто-либо из советских композиторов. Кое-кто догадывался об ошибках в программе, а некоторые удивлялись такой хорошей музыке, почти американской. Также в программе джазового концерта обязательно стояла «Кантата о Ленине». Поскольку худсовет музыку не слушал, а только лишь утверждал напечатанную программку концерта, джаз легально продолжал покорять Донецк

Стоит также отметить и роль нашей филармонии в джазовом движении Донбасса. Концерт Александра Цфасмана с его «Рапсодией в стиле блюз» проводился именно в нашем Концертном зале, равно как и выступление Эдди Рознера с его «Караваном», которое транслировалось по радио и через громкоговорители города.

Организатором же первого донецкого джаз-клуба в 1967 году и первого джаз-фестиваля в 1969 году был Виктор Дубильер. Он оставил заметный след в истории города и донецкого джаза. Дубильер активно развивал эту музыкальную культуру, собирал коллекцию пластинок (у него всегда были самые новые записи популярных композиций), проводил творческие вечера и налаживал нужные связи с музыкантами со всего Союза и зарубежья.

Первый фестиваль джаза под названием «Донбасс-100» прошел в Донецке в 1969 году и был приурочен к празднованию 100 лет со дня основания нашего города. Последующие фестивали назывались соответственно «Донбасс-101,102…» и так далее. Некоторые западные издания опубликовали материал о фестивале «Донбасс-108». Журналисты, полагая, что в советском Донецке проводится уже 108 ежегодный фестиваль джаза, всерьез подняли тему о том, чтобы занести наш город в книгу рекордов Гиннеса**

Наш город славен такими именами, как Станислав Лавриненко, Валерий Колесников, Владимир Денежный, Анатолий Лозовский, Александр Фаерман и многие другие…

Донецк и сегодня продолжает сохранять звание джазовой столицы, а Донецкая государственная академическая филармония переняла эстафету в организации всех громких событий в мире этой поистине великолепной элитарной музыкальной культуры. Мы не только сохранили достижения целой плеяды талантливых и ярких музыкантов, но и всячески способствуем тому, чтобы огонь джаза разгорелся еще больше.

В 2017 году в стенах Донецкой филармонии с успехом прошел очередной уже восьмой по счету Международный фестиваль «Джаз-форум», на котором традиционно выступили лучшие джазмены и джаз-бенды не только со всей Республики, но и Мира. Музыканты филармонии на протяжении всего юбилейного 85-ого концертного сезона не переставали радовать дончан и гостей города абонементной программой «Джазовые пятницы», в которой звучали лучшие композиции и джазовые стандарты популярных исполнителей.

И вот теперь – Донецкому джаз-клубу 50 лет! Но, как и раньше, зал филармонии полон, в глазах музыкантов и слушателей все та же искра, и руки тянуться к музыкальному инструменту, чтобы извлечь любимый ритм и любимую мелодию…

Перед концертом возле центрального входа играл дуэт «Донбасс-арена».

16 июня 2017 года в 17:00 в Концертном зале состоялся грандиозный концерт, посвященный 50-летию Донецкого джаз-клуба. Легенды донецкого джаза, знаменитые и молодые развивающиеся коллективы, а также путешествие в историю донецкого джаза – все это ждало дончан и гостей города.

В начале концерта прозвучало аудиопоздравление от «отца-основателя» Донецкого Джаз-клуба Виктора Дубильера. 

На втором этаже также разместились две выставки. На первой было представлено творчество знаменитого художника Донбасса Равиля Акмаева, который часто рисовал афиши для фестивалей джаза. Вторая выставка рассказывала о творческом пути и успехе нашего земляка одного из самых выдающихся джазменов СССР — Валерии Колесникове.

В 1964 году Сталино переименовали в Донецк

** Написано на основании материалов: http://fromdonetsk.net/v-dzhaze-tolko-dedushki-ili-neskolko-slov-k-istorii-donetskogo-dzhaza.html; http://fromdonetsk.net/kak-dubiler-nachinal-donetskii-dzhazovyi-festival.html

 

Программа концерта:

Концертный оркестр духовых инструментов под управлением Михаила Мартыненко

Вокал – Алёна Писаренко и Азиза Давла

  1. КПортерIt’s all right with me

  2. РЧарльз. Georgia on my mind

  3. Б. Рич. Dancing man

Дуэт Анатолия Лозовского и Владимира Денежного

Ударные – Алексей Азархин

  1. Л. Бонфа. Samba

  2. В. Янг. My foolish heart

Ансамбль «Септет-джаз» под управлением Александра Куслина в составе: Константин Полищук (саксофоны), Алексей Глущенко (ударные), Данил Милка (бас-гитара), Михаил Халяпин (саксофон-альт), Николай Звягинцев (рояль), Алиса Черкасова (вокал), Александр Куслин (тромбон)

  1. Funky Beat

  2. У. Шортер. Black Nile

Ансамбль Антона Ткачёва в составе: Александр Макаров (труба), Алёна Писаренко (вокал), Николай Звягинцев (рояль), Илья Кравчук (бас-гитара), Алексей Азархин (ударные), Антон Ткачёв (тенор-саксофон)

    1. А. Ткачёв. Expectation

    2. К. Бэррон. Spiral

Джаз-трио Николая Звягинцева в составе: Эдуард Крутась (бас-гитара), Алексей Азархин (ударные), Николай Звягинцев (рояль)

  1. М. Александер. Exodus

  2. М. Камилло. We are three
Джаз-фанк бэнд «Сruise control» в составе: Михаил Мартыненко (клавишные, аранжировка), Эдуард Крутась (бас), 
Дмитрий Недашковский (гитара), Алексей Азархин (ударные), Александр Макаров (труба), Феликс Мищенко (тромбон), 
Чарльз Проничкин (саксофон-альт), Дмитрий Байстрюченко (саксофон-тенор), 
Антон Сердюк (саксофон-баритон) и Азиза Давла (вокал)
1. ЭКастиллоСКупкаSoul with a capital «S»
2. ЭКастиллоСКупкаYou got to funkifize
3. ЭКастиллоСКупка. You do the mess
 
Исторический экскурс:
Людмила ШЕРШНЁВА
Валерий НОВИКОВ
Эмиль ФИСТАЛЬ
comments powered by HyperComments