КАК СТАТЬ ОРГАНИСТОМ: АЛЕКСАНДР ХМАРНЫЙ

Где можно приобрести редкую профессию органиста? Есть ли у жителя «глубинки» шанс получить такое образование? Как быть, если вам уже давно не 5-7 лет, но вы только сейчас поняли: ничем, кроме музыки заниматься не хотите? Каковы перспективы трудоустройства? И что делать молодому человеку, если его родители убеждены: музыкант – это не профессия?

История органиста Донецкой государственной академической филармонии, лауреата I степени Всероссийского многожанрового конкурса «Утренняя звезда» Александра Хмарного может дать ответы на эти вопросы.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ – В 14 ЛЕТ

Когда Александру было 6 лет, он захотел вместе с другом пойти в музыкальную школу, однако родители этой идею не поддержали. А попытки поиграть на стоявшем дома расстроенном фортепиано лишь оттолкнули Александра от занятий – не понравилось звучание. И больше у ребёнка интереса к музыке не возникало, пока лет в 12-13 не произошло кое-что совершенно неожиданное…

«Мы с мамой шли по городской площади. Там стоял памятник Ленину, вокруг – таксисты, летали голуби, была хорошая погода. И тут прозвучала банальная реклама окон и дверей, а на заставке – Токката и фуга ре-минор Баха. На всю площадь! Было очень эффектно! Спрашиваю у мамы: «Что это?». Она говорит: «Бах». И всё! Я тогда даже не знал, что это за инструмент, что за Бах такой. Но меня это поразило», – рассказал Александр.

С тех пор пока все ребята вокруг интересовались машинами, двигателями внутреннего сгорания, Саша интересовался органом, устройство которого в каждом инструменте – уникальное…

«Я понимал, что стать органистом для меня вряд ли возможно: и возраст, и в Донецке не учили на тот момент. Нужно было ехать в крупные города, – поделился органист. – Мы живём в посёлке. Родители, соседи и знакомые не воспринимали профессию музыканта как что-то серьёзное. Мама после смерти отца рассказывала, что он переживал: «Зачем Саша занимается? Чтобы потом в переходе где-то играть?».

Авторская просветительская программа Александра Хмарного для молодёжи  «Встреча с Бахом»

Однако Александр убеждён: даже когда тебя не поддерживают родные и близкие, но есть стремление и уверенность в том, что это нужно, — продолжать заниматься любимым делом необходимо.

«Отец Георга Фридриха Генделя мечтал о сыне-юристе. И когда маленький Гендель на чердаке ночью занимался на клавесине, то его папа, давал ему подзатыльник и требовал заниматься медициной. Хотя так вот подумать: а почему этот клавесин был у них дома? (улыбается). У Баха та же история: ему ночью приходилось переписывать сочинения», – говорит музыкант.

ПРОГРАММА МУЗШКОЛЫ – ЗА ДВА ГОДА

После концерта органиста Николая Григорова (Москва) Александру удалось пообщаться с опытным музыкантом, и тот рассказал юноше, где ему стоит получить музыкальное образование.

В 14 лет Александр Хмарный впервые переступил порог музыкальной школы. Первый год – фортепиано, второй – скрипка. Занимался только по специальности, игнорируя другие предметы. Играл весь день. А мама тревожилась за сына и уговаривала его сделать перерыв, чтобы поесть. Но тут подошёл выпускной в общеобразовательной школе.

«Нужно было поступать, и я поступил в ПТУ на модельщика деревянных моделей. Отучился там буквально полгода и ушёл в музучилище», – вспоминает о том времени Александр.

МУЗУЧИЛИЩЕ, КОНСЕРВАТОРИЯ И ГЕНИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ

В музучилище юноше пришлось тяжело, сказывалась нехватка техники. И тут важное знакомство…

«Очень большую роль сыграла – её имя можно золотыми буквами написать – Евгения Александровна Денежкина. Это не педагог! Это – педагогище! (улыбается) Я пришёл в училище с очень плохой подготовкой – мог сыграть два такта до-минорной прелюдии Баха. И всё», – рассказал органист.

Денежкина – опытный, талантливый педагог, которая могла за короткий срок обучить кого угодно. Она стала родным человеком для юноши: когда в чужом городе у него возникли проблемы с жильём, она приютила Александра в своём доме.

Евгения Александровна Денежкина

Результатом умелого наставничества Евгении Александровны и упорства самого ученика стало поступление Александра Хмарного в Одесскую национальную музыкальную академию имени А. В. Неждановой.

Чтобы стать органистом, нужно поступить на фортепианный факультет, а со второго курса – брать вторую специальность или посещать факультатив. По классу фортепиано Александр Хмарный учился у приват-профессора Анатолия Григорьевича Харченко.

Приват-профессор ОНМА имени А. В. Неждановой Анатолий Григорьевич Харченко

А орган в одесской академии преподавала Ольга Олеговна Ефремова, выпускница заслуженной артистки России Нины Оксентян. Педагог Александра училась в Штутгарте у Людгера Ломана, стажировалась в городах Европы, Америки и даже Австралии.

Ефремова на занятиях с профессором Лондонской Королевской Музыкальной академии Дэвидом Титтерингтоном на знаменитых курсах Dartington Summer School)

Александру Хмарному заниматься приходилось ранним утром или глубоким вечером – в другое время в зале проводились концерты или репетиции. Из-за таких трудностей из 9-ти студентов 8-мь в итоге отсеялось, и Александр остался единственным органистом.

ПОСЛЕ АКАДЕМИИ – ТОСКА ПО ОРГАНУ

После окончания академии перед Александром встал вопрос поиска работы.

«Все известные мне органы заняты: на каждом сидит органист. Есть органы, на которых несколько человек играет. А чтобы на историческом инструменте сыграть концерт, очередь расписана на несколько лет вперёд. Например, в Домском соборе…»

Александр устроился в музыкальное училище в Артёмовске. 4 года тоски по органу заставили попытаться воскресить электромузыкальный инструмент еще 70-х годов «Прелюдия-2». Через 2 недели едва заработавший инструмент сгорел окончательно. Что делать? И традиционный орган, и орган-портатив в маленьком городке – недоступный предмет роскоши…

Орган-портатив

СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Помог случай – услышанное интервью с органисткой Анной Мокровой (Луганск) и генеральным директором-художественным руководителем Донецкой филармонии Александром Парецким.

«Александр Александрович говорил, что в филармонии нет штатного органиста, что меня очень удивило. И я думаю: «Как это нет?! Я-то здесь!» (смеётся). Было страшно ехать – военные действия, жить негде, не понятно, возьмут ли на работу. Долго собирался, а потом так сложились обстоятельства, что надо было ехать. Приехал, сыграл прослушивание, и, к счастью, получилось! Нашли нагрузку», – поделился Александр.

Так Александр Хмарный стал первым штатным органистом Донецкой филармонии и помощником настройщика органа.

Органист Александр Хмарный

 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ОТ ОРГАНИСТА АЛЕКСАНДРА ХМАРНОГО

«Если человек захочет стать органистом, нужно эту идею бросать и бежать от музыки подальше! (смеется). Потому что это адский труд. Но если человек без музыки себя не мыслит, то нельзя опускать рук!»

На сегодняшний день действуют кафедры органа при факультетах фортепиано в Российской академии музыки имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова или Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.

Для занятий Александр Хмарный советует принцип Шумана, который действительно работает: не заниматься, когда этого не хочешь.

«В такие моменты мозг ничего не сделает хорошего. Ты просто потратишь время и устанешь. Лучше в этот день ничего не делать. На следующий день, когда придёт хорошее настроение и понимание того, что уже пора, то всё быстрее делается. Но бывает, что нет вообще никаких сил, а нужно всё равно играть концерт. Тут приходится, потому что никуда не денешься», – добавил органист.

Беседовала Ольга Белоус, сотрудник редакторского отдела Донецкой государственной академической филармонии