Как закалялся джаз

maxresdefault

Луи Армстронг, Пол Ньюман и Дюк Эллингтон, Парижский блюз 1961

VIII Международный фестиваль “Джаз-форум” вот-вот стартует в столице Республики. А мы тем временем окунемся в историю и узнаем откуда пошел этот стиль музыки, какие исполнители стали всемирно известными и что происходит с жанром сейчас.

На стыке двух культурpic-00554

Джаз возник на стыке двух музыкальных культур — европейской и африканской. Первая дала джазу мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты. Вторая — импровизацию, пластику и ритмичность.

Есть две версии о том, где впервые зазвучали джазовые нотки.

Первая утверждает, что джаз зародился на севере США, где протестанты-миссионеры обращали негров в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией.

Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность за счет консервативного и презрительного отношение со стороны местных католиков.

Несмотря на различие взглядов историков, одно ясно точно: джаз зародился именно в США.

 

Новоорлеанский или традиционный джаз

img2Центром джазовой музыки на первых порах стал Новый Орлеан, где в Сторивилле, районе красных фонарей с многочисленными увеселительными заведениями, начинали играть джаз.

Основанный на территории штата Луизиана, в дельте реки Миссисипи, Новый Орлеан со временем стал важным морским портом и местом для продажи и покупки рабов, вывезенных из Африки. Город соединил в себе множество культурных традиций и влияний: французских, испанских, английских, немецких, итальянских), а также индейских, карибских и африканских, которые, в свою очередь, дали почву для возникновения местной оригинальной культуры.

Музыкальные традиции афроамериканской культуры, ввиду либеральности города, здесь хранились и распространялись. Проходили народные праздники под ритмичную музыку африкODJBcardанских барабанных и шумовых оркестров такие, как карнавал Марди-Грасс.

Приблизительно в начале XX века возник и оформился новый музыкальный стиль, вобравший в себя фольклор, рэгтайм, спиричуэлз, рабочие песни, блюз, представления менестрелей и духовых оркестров.

26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка коллектива «Original Dixieland Jazz Band» с джазовой музыкой. Здесь же родился новоорлеанский или традиционный стиль джаза.

jazz-4

Оркестр Бадди Болдена, 1900

В Новом Орлеане свои первые музыкальные шаги делали Джо «Кинг» Оливер, Джелли Ролл Мортон, Луи Армстронг, Кид Ори. Некоторые историки считают родоначальником джаза орлеанского корнетиста Бадди Болдена.

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти.

 

 

10 ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ ДОНЕЦКОГО ДЖАЗА, О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

 

Джаз растекся по Миссисипи

220px-Jelly_Roll_Blues_1915После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США.

Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.

Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уик-энд, а впоследствии и на целую неделю.

С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин.

9ccd1499824ce26564a9c9c014b2c9bb

Джаз-бэнд Джозефа «Кинг» Оливера

В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла выступало много будущих новоорлеанских джазовых звёзд. Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Ещё один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно оформился блюз. Виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Блюз

Louis_Armstrong_restored

Луи Армстронг — Король джаза

Один из самых распространенных — блюз, который является потомком светского музицирования американских негров. Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, которые полностью характеризуют особенности музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций. Именно блюз стал основой многих выдающихся исполнений Луиса Армстронгa и Дюка Эллингтона.

Регтайм

ragtimeband

Рэгтайм оркестр начала XX века

В Мемфисе в XIX веке зародилось еще одно специфические направление джазовой музыки — регтайм. В период 1890—1903 годов он распространился по всему североамериканскому континенту. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Афроамериканцы исполняли произведения Шуберта, Шопена, Листа в более сложном ритме, динамично и интенсивно. Городами, в которых регтайм приобрел особую популярность были Сент-Луис, Канзас-Сити, городок Седалия (шт. Миссури) и в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм «Maple Leaf Rag«, написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб.

 

Свинг

Duke-Ellington-leads-his--002

Дюк Эллингтон и его оркестр, 1930

В начале 30-х годов экономический кризис в США привел к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое направление — свинг (от английского «swing» — «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стала яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента. В России, в настоящее время многие музыканты и вокалисты преданы служат этому направлению джаза, среди которых Алексей Кузнецов, который будет выступать 16 марта в 17:00 на открытии VIII Международного фестиваля “Джаз-форму”.

kuznetsov3_350

Народный артист России, легендарный гитарист Алексей Кузнецов

Свинг требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования — большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму и включал в себя от 10 до 20 человек.

Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.

 

 

Буги-вуги

В эпоху свинга получила особую популярность и развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, которая носит название «буги-вуги». Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго.

Буги-вуги был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей, играющих на банджо и гитаре. Для пианистов, испоepv1065лняющих буги-вуги, характерно сочетание «шагающего» баса, в исполнении левой руки и импровизации на блюзовую гармонию правой рукой.


Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, когда его играл пианист
Джимми Янси. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов «Мид Лакс» Льюиса, Пита Джонсона и Альберта Аммонса, которые превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла.

 

 

Бибоп

Чарли Паркер

Чарли Паркер

Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоперов стала эпатажная манера поведения и внешнего облика: изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Чарли Паркера и «Диззи» Гиллеспи, нелепые шляпы Телониуса Монка и т. д.

Основными исполнители: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Также послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet.

 

 

Фьюжн

l1yqpnv08ggxdv9z27lg1f0m

Джаз-фьюжн группа Nucleus

Еще одно из известных направлений джаза — стиль «фьюжн», однако ранний этап развития этого стиля правильно называть термином «джаз-рок». Первоначальное определение джаз-рока подразумевало под собой сочетание джазовой импровизации с энергетикой и ритмами рок-музыки. До 1967 миры этих стилей существовали отдельно друг от друга, но в один момент представители рока и джаза стали обмениваться идеями и объединяться. Первыми представителями нового направления джаз-рок были гитарист Ларри Кориелл, вибрафонист Гэри Бертон, барабанщик Билли Кобэм с группой «Dreams». Ярчайшим же исполнителем этого стиля по праву считается Майлс Дэвис.

Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизация, использование гармонических принципов рок-музыки, ритмы Востока, электронная обработка и синтезирование звука. Пик популярности джаз-рока проходил в 70-е.

Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название «фьюжн» (сплав, слияние). Фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом. Дополнительным импульсом для развития этого стиля послужил очередной (уже не первый в истории джаза) уклон в сторону европейской академической музыки. Соединение различных культурных влияний сказывается даже в составах наиболее интересных ансамблей. Характерным примером может служить «Weather Report», существовавший под руководством клавишника Джозефа Завинула и американского саксофониста Уэйном Шортером, которые в свое время прошли школу Майлса Дэйвиса.

 

 

Фанк

James_Brown_Live_Hamburg_1973_1702730029

Джеймс Браун — король фанка

Фанк — еще одно популярное направление джаза 70-х и 80-х. Основоположниками стиля являют
ся
Джеймс Браун и
Джордж Клинтон
. В фанке многообразный набор джазовых идиом вытесняется простыми музыкальными фразами, состоящими из блюзовых выкриков и стонов, взятых из саксофонных соло таких исполнителей, как Кинг Кертис, Джуниор Уолкер, Дэйвид Сэнборн, Пол Баттерфилд.

Слово фанк считалось жаргонным, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Джазмены часто употребляли его, обращаясь к зрителям как просьбу танцевать и двигаться активно под аккомпанемент их музыки. Таким образом, слово «фанк» закрепилось за стилем музыки. Танцевальная направленность фанка определяет его музыкальные особенности, такие как сбитый ритм и ярко-выраженный вокал.

И напоследок…

dzhaz

Конечно, это далеко не подробная история джаза и далеко не полный список всех его направлений. Чтобы перечислить все — необходимо написать книгу. Если Вам интересно узнать больше и подробнее, рекомендуем Вам “Краткую историю джаза” или посетить Википедию.

Джаз — это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций.

В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и др.

Джаз стал источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Джазом увлекаются и живут люди разных поколений, цвета кожи, вероисповедания и происхождения.

Джаз объединяет.

Screenshot_2

 

 

comments powered by HyperComments