МУЗЫКА СОБОРОВ ЕВРОПЫ

Фестиваль органной музыки «Донецкая осень» пересёк свой экватор — 19 октября, в субботу, состоялся концерт лауреата международных конкурсов, члена Союза композиторов России, преподавателя Московской консерватории Алексея ШМИТОВА. Донецким меломанам представилась возможность услышать программу «Музыка соборов Европы».

Один талантливый человек, один грандиозный инструмент и музыкальные шедевры европейских композиторов – вот рецепт невероятного вечера органной музыки, всколыхнувшего в душе широкий спектр эмоций. Первое отделение началось с произведений И. С. Баха. Звучали Прелюдия и фуга соль мажор, Ария из Сюиты ре мажор и Шутка из Сюиты си минор. Фуга считается самой сложной формой в музыке полифонического склада. По мнению многих специалистов именно баховские фуги являются высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства. Алексею Шмитову удалось в полной мере передать богатство художественной формы, эмоциональность и образность произведений великого органиста. Прекрасное начало концерта!

В следующей части программы звучали произведения Мендельсона — Тема с вариациями ре мажор и Аллегро ре минор. В лучших традициях немецкого композитора в прозвучавших опусах отразилась упорядоченность форм, ясность образов. Будучи одним из представителей романтизма, Мендельсон склонен к поэтике. При этом композитор стремился оперировать понятными выразительными приёмами. Выбранные Алексеем Шмитовым произведения Феликса Мендельсона проникнуты лиризмом и образностью, приобретающими особую выразительность в органном звучании.
Завершением первого отделения стали Прелюдия и фуга соль минор Г. Катуара и «Размышление» Т. Бубека. И Георгия Львовича Катуара и Теодора Бубека можно назвать и европейскими, и русскими композиторами.

Имея французские корни, Георгий Катуар большую часть своей жизни провёл в России. Обучался у многих именитых музыкантов: Карла Клиндворта, Филиппа Рюфера, Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова. Влияние европейских и русских течений нашли отражение в его произведениях в равной степени. Тонкая и проникновенная лиричность, страстная патетика, утончённая гармония, структурированность – всё это очень сильно воздействует на слушателя.
Теодор Бубек родился в немецкой музыкальной семье. Первые музыкальные шаги делал под руководством отца — музыкального педагога и дирижёра Кристофа Фридриха Бубека. Учился в консерватории в Штутгарте, затем окончил Московскую консерваторию сначала по классу органа у Л. И. Беттинга, а затем по композиции у Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова. В произведениях Бубека отразилось влияние русской и немецкой музыкальных школ. Графичное, философское «Размышление» завершило первое отделение программы «Музыка соборов Европы».
Донецкая публика не осталась равнодушной к подаче Алексея Шмитова и глубине исполненных музыкальных произведений. Эмоциональный накал в зрительном зале выразился криками «Браво!» и шквалом аплодисментов.

Второе отделение открылось музыкой Видора. Алексей Шмитов исполнил «Три новые пьесы» — «Классика вчера», «Мистика»​, «Классика сегодня»​. Реформа органостроительства, произведённая органным мастером Аристидом Кавайе-Колем, значительно расширила диапазон и выразительные возможности инструмента. Шарль-Мари Видор в своих произведениях максимально использовал эти новые возможности. Его монументальные творения впечатляют масштабностью, богатством стилистических приёмов и красотой образов.
Завершением вечера стала «Симфония-пассион» Марселя Дюпре — одного из ярчайших органистов ХХ века. Четыре части произведения были целиком сымпровизированы органистом на инаугурации самого большого в мире 6-ти мануального органа, который находится в американском торговом центре «Wanamaker». Части симфонии носят названия: «Мир в ожидании Спасителя», «Рождество», «Распятие» и «Воскресение». «Симфония-пассион» считается одним из самых значительных произведений органной музыки ХХ века. По силе эмоционального воздействия она не уступает многим великим творениям композиторов эпохи барокко. Маэстро Шмитов своей игрой заставил каждого присутствующего в зале прочувствовать глубинную суть каждой части произведения.
Восторженные слушатели с искренней благодарностью осыпали исполнителя бурными овациями. Алексей Шмитов подарил донецкой публике изысканное эстетическое наслаждение. Неординарная программа «Музыка соборов Европы» стала яркой страницей фестиваля «Донецкая осень» и надолго запомнится всем слушателям своей многогранностью, красотой и силой эмоционального воздействия.

А 25 октября фестиваль «Донецкая осень» завершится программой «Вершины органного искусства», которую представит органистка из Швеции Татьяна Гамарь. Не пропустите это интересное музыкальное событие!

Ждём вас на наших концертах!

comments powered by HyperComments