Посвящение Александру Вертинскому

9 марта к 130-летию со дня рождения Александра Вертинского Александр Парецкий представил премьеру программы «Дорогой длинною…» из цикла «Негаснущие звезды». В исполнении артистов Донецкой филармонии прозвучали песни и романсы из репертуара легенды ХХ века.

В плане мероприятий Сталинского областного управления культуры по подготовке к празднованию в 1953 году Дня шахтера в списке представителей Гастрольбюро СССР, которые должны были выступить в нашем регионе, значится и Александр Вертинский. Планировалось, что певец даст концерты в Жданове (Мариуполь) и Сталино (Донецк). В объявлении о концертах  Александра Вертинского на сцене Концертного зала Донецкой филармонии в Сталино свидетельствует заметка, опубликованная в газете «Социалистический Донбасс». Впервые артист посетил Юзовку с концертом в 1918 году.  Символично, что концерты и песни Александра Вертинского звучат до сих пор на сцене, где он когда-то выступал. Авторский проект Александра Парецкого «Негаснущие звезды» прозвучал посвящением великому артисту, певцу, актеру и человеку, каждая песня которого — проникновенная исповедь и драматическая судьба. Все творчество Александра Николаевича Вертинского — отпечаток времени, искренний монолог и диалог со слушателем, в котором вся жизнь раскрывается в мельчайших деталях и подробностях. В них запечатлелось многое из того, что поразило и впечатлило до глубины души самого автора. В программе «Дорогой длинною…» Александр Парецкий проследил всю хронологию жизни и творческий путь Александра Николаевича Вертинского.

В программе «Дорогой длинною» в исполнении заслуженных артистов Украины Елены Уцкевич, Анны Братусь, Аллы Афанасьевой, в музыкальном сопровождении концертмейстеров Светланы Ольховиченко, Людмилы Бородицкой, дипломанта международных конкурсов Елены Трофименко, лауреата республиканских конкурсов Александра Хмарного, лауреатов международных конкурсов Александра Парецкого, Владимира Слепенкова, Татьяны Пелих, Анастасии Гладыш, Германа Рудницкого, Франсуа Модеме прозвучали песни и романсы из репертуара Александра Вертинского. «Минуточка», «Желтый ангел», «Я сегодня смеюсь над собой», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Всё, что осталось», «Дым без огня», «Три пажа», «В степи молдаванской», «Пани Ирена», «Марлен», «Мадам, уже падают листья»…

Александр Вертинский обладал особой тонко выраженной манерой подачи музыкального материала. Интонации Вертинского узнаваемы с первых нот. Яркость сценического образа «субтильного Пьеро» привела к появлению большого количества подражателей и пародистов Вертинского. В частности, были особенно известны пародийные песенки популярных  артистов-эксцентриков. Пародий много и в наше время, но передать интонационно и донести, все, что хотел сказать Вертинский, удается не каждому.

Исполняя песни как на собственные стихи, так и на стихи поэтов Серебряного века Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Александра Блока, Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием. Этот стиль позволял стихам «оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии». Вертинский и его искусство, как отмечалось, «представляли феномен почти гипнотического воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную аудиторию». Циклы стихов Вертинского рождались «вариациями на тему», в них он «стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира». Отойдя от традиций русского артист «…предложил эстраде другую песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и, прежде всего, авторскую художественную песню». Александру Вертинскому, как отмечали специалисты, удалось создать новый жанр, которого ещё не было на русской эстраде. «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр», — говорил сам Вертинский.

Артисты Донецкой филармонии смогли в полной мере передать слушателям  каждое слово, донести в сердце мысли и чувства Александра Вертинского — певца и поэта, артиста и актера. Неповторимо прозвучал романс «Все, что я должен сказать» в исполнении Анны Братусь, написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров.

Артистический талант Александра Парецкого раскрывался с исполнением каждой песни Александра Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой», «Пани Ирена», «Марлен», «Только раз», «Дорогой длинною…», в прочтении стихов «Танцовщица», «Мы птицы певчие».

Завораживающе прозвучала песня «Концерт Сарасате» в исполнении Елены Уцкевич, Светланы Ольховиченко (рояль), Андрея Пархотько (альт).

Незабываемо прозвучали песни в исполнении Татьяны Пелих «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Над розовым морем», Елены Уцкевич «Доченьки», «Прощальный ужин», Владимира Слепенкова » Без женщин», «Дым без огня», Германа Рудницкого и Анастасии Гладыш «Танго Магнолия», «Желтый ангел», «Минуточка», Франсуа Модеме «Мадам, уже падают листья».

Мастера художественного слова Элеонора Шавло и Виктория Степанова поразили прочтением стихов «Трефовый король», «Я всегда был за тех, кому горше и хуже…», «Пред ликом родины».

Каждая песня Александра Вертинского пронизана глубокими чувствами, которые трогают до глубины души и понятны всем, сколько бы не прошло лет. Слушая песни Вертинского, открываешь этого человека каждый раз по-новому и его слово не оставляет никого равнодушным. Каждому близко что-то свое в творчестве артиста. И у каждого свой Вертинский, такой разный, многогранный, неординарный, талантливый и незабываемый.

«Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр», — говорил сам Александр Вертинский. «У меня нет ничего, кроме мирового имени». Покорив весь мир, он изо всех сил стремился вернуться на родину, а вернувшись, чтобы зарабатывать на жизнь, ему снова пришлось активно гастролировать, по 24 концерта в месяц. Только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет он дал более двух тысяч концертов, исколесив по всей стране, выступая не только в театрах и концертных залах, но и в госпиталях и детских домах, на заводах и в шахтах. Так Александр Николаевич Вертинский побывал везде и даже в Сталино. Из ста с лишним песен из репертуара Александра Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати, на каждом концерте присутствовал цензор. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах. Несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью.  Из письма Александра Николаевича: «Где-то там наверху всё ещё делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: «Нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ (Простите мне эту смелость). Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!..»

В Донецке до сих пор любят и помнят Александра Вертинского, память о нем жива. Кому, как не нам понятен смысл  и глубина слов Александра Николаевича Вертинского:

«Без песни жить нельзя. Она нужнее хлеба.
Она в сердцах людей, как птица, гнезда вьет,
И с нею легче труд, и голубее небо,
И только с песней жизнь идет вперед!»

comments powered by HyperComments