Владимир Заводиленко о программе «Времена года»

10.03.2018. Антонио Вивальди

10 марта в Донецкой государственной академической филармонии состоялась концертная программа, посвященная 340-летию со дня рождения итальянского композитора Антонио Вивальди.  «Времена года» прозвучали в честь юбилея Маэстро. Антонио Вивальди яркий представитель эпохи барокко, виртуоз скрипичного искусства, величайший композитор, который до сих пор удерживает позиции лидерства. Созданные им «Времена года» не просто гениальное произведение по своей выразительности, полное внутренних тончайших градаций и драматизма. Это музыка на все времена, радующая и волнующая сердце и душу. Это классика инструментального концерта, зарождение которого как жанра связано в истории музыки с именем этого великого итальянца.

«Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Настолько точно передает эти ощущения и картины природы музыка, что они оживают в  реальности. Эта красивейшая музыка откликается в сердце любовью и восхищением. Каждая часть – особенная. Удивительная музыка звучит внутри  высоко и вдохновенно. Играя, проживая, пропуская через себя эту музыку, мы старались  максимально точно приблизиться к идее самого автора, создавшего ее.  Важно сыграть так, как видел и чувствовал Антонио Вивальди, озвучить и показать то, о чем хотел рассказать  и выразить в каждом звуке автор».

Солировала  одна из ведущих солисток симфонического оркестра Алла Магойченко (скрипка), тонко чувствуя и виртуозно передавая все краски и оттенки «Времен года» в звуках. Все части произведения «Времена года» Вивальди сопроводил сонетом, который усиливает эффект  реальности, добавляя в палитру красок. Но, увы, сегодня в концертных залах мы сонетов не слышим, они практически никогда не зачитываются. Хотя они тончайшим способом передают атмосферу звучания стихии природы. В стихотворной форме сонеты передают ощущение  того, как сам Маэстро слышал и чувствовал свою музыку. Кто автор сонетов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что это сам Вивальди. В нашем концерте сонеты прозвучали  в прекрасном  исполнении талантливой ведущей, музыковеда Тамары Соловьевой.

Во втором отделении   концерта прозвучало  произведение  Йозефа Гайдна – симфония «№45», «Прощальная» — гениальное творение автора со своей уникальной историей создания и написания. 

«Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 скрипки, которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.  Интересна  история, благодаря которой композитор создал это бессмертное творение».

В 1761 году Гайдн становится капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний, музыка его восхищает, но … Эстерхази, к величайшей скорби музыкантов, решает распустить оркестр. Йозеф Гайдн, чтобы спасти и сохранить оркестр, предпринял последний шанс — сочинил Симфонию №45 «Прощальная». Эта симфония у композитора не последняя, он просто показал, как музыканты уходят из оркестра и это тронуло князя. Оркестр виртуозно сыграл  «Прощальную», и восхищенный князь отменил свое решение.
Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал  Й.Гайдн.

«Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу «Прощальная» симфония живет и до сих пор музыканты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть. Все, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит. Не всегда было весело и капельмейстеру Й.Гайдну. Музыка интригует, восхищает и приглашает вас услышать ее.  «Времена года» и «Прощальная» оказывают сильное эмоциональное впечатление,  не оставляя никого равнодушным, эти произведения хочется слышать снова и снова».