«Мировые хиты Дюка Эллингтона» на сцене Донецкой филармонии

30 апреля в Донецкой филармонии отпраздновали Международный день джаза. К 120-летию американского композитора и джазмена Эдварда Эллингтона в исполнении ансамбля «Септет-джаз» прозвучали «Мировые хиты Дюка Эллингтона». Международный день джаза — ежегодное событие, организованное ЮНЕСКО, чтобы отметить «рост уровня информированности международной общественности о джазе, как о силе, которая способствует миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми».

Дюк Эллингтон — экспериментатор и новатор в музыке XX века. Легенда мирового джаза, единственный в своем роде, неповторимый и величайший! «Он был любим во всем мире и всеми слоями общества. Его любили французы и немцы, англичане и ирландцы, арабы и евреи, индусы и пакистанцы, атеисты и католики. Он был одновременно изысканным, простым, весёлым, терпимым, позитивным, ироничным, непосредственным, как ребёнок, и искренним христианином. Он был прирождённым аристократом, который прекрасно знал, как вести себя в обществе. Он был величайшим новатором в своей области и, в то же время, парадоксальным консерватором, он строил новые вещи на основе старого и презирал преходящую моду» — говорил Стэнли Дэнс, биограф Дюка Эллингтона. «Его невероятно ценным качеством было умение слушать, именно таким путём шел его рост как композитора и бэнд-лидера. Дюк впитывал все звуки вокруг себя, вбирал частицы стилей и мелодий, соединяя их уже для своих собственных целей» — писал Том Уэйли.

Duke Ellington 1946.jpg

Он сам однажды сказал в интервью: «Я чертовски непостоянен. Я никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое». Его творческий путь был полон открытий. Он создаёт то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере. Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры 20-го века.

Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние. Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэндах. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan». Музыка – вот что помогает отвлечься от суеты серых дней и найти силы даже в самых трудных ситуациях.

Авторскую программу, посвящение гениальному композитору и человеку, рассказав о нём посредством музыки, представил «Септет-джаз» и руководитель коллектива Александр Куслин.

Огромная любовь и симпатия ансамбля «Септет-джаз» к творчеству композитора слышна в каждой ноте произведений, прозвучавших в программе «Мировые хиты Дюка Эллингтона». В исполнении талантливых музыкантов и соавторов: Константина Полищука (саксофоны) Алексея Глущенко (ударные), Данила Милки (бас — гитара), Михаила Халяпина (саксофон – альт), Николая Звягинцева (фортепиано), Александра Куслина (тромбон) и Алисы Черкасовой (вокал) прозвучали известные композиции Дюка Эллингтона: «Prelude to a kiss», «Satin Doll», «Do nothing’ till you hear from me», «It Don’t Mean A Thing If It Aint Got That Swing» (D. Ellington).

Как пианист, Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль, демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано», и сохраняя характерные черты страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям. Как аранжировщик, Дюк Эллингтон отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора. Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними (или с теми, кто приходил им на смену) периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново. Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов. Его оркестр был настоящей школой джаза. Кроме того, Эллингтон был образцовый лидер биг-бэнда — авторитетный и деликатный. Поэтому многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Его наследие огромно. По страницам удивительной жизни и творческой судьбы композитора провел ведущий программы Артем Поляков.

У Дюка Эллингтона, в отличие от многих его чернокожих соотечественников, было вполне счастливое детство.  Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.Его отец Джеймс Эдвард был дворецким и некоторое время служил в Белом доме (Вашингтон). Позже работал копировщиком в Военно-морских силах. Мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино; поэтому религия и музыка сыграли большую роль в его воспитании. Мальчика окружали достаток, покой и родительская любовь. Мать давала ему уроки игры на фортепиано. С семи лет Эллингтон занимается с учителем музыки, а примерно с 11 лет сочиняет музыку самостоятельно. Затем приходит увлечение рэгтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag» Эллингтон написал в 1914 году. Эллингтон обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Выигрывал конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон. Работал плакатистом. Совершенствовал технику игры на пианино, изучал теорию гармонии. Удовольствие рисовать и работать с красками проходит. Отказывается от предложенного места работы в институте по прикладному искусству. В конце концов, в 1917 году он решает стать профессиональным музыкантом. Молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов, проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов. Руководит местными ансамблями. Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году.От друзей из-за любви к щегольской одежде Эллингтон получает прозвище «Duke» (герцог). С середины 1960-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем. До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов. В 1965 году премия достаётся ему в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington ’66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме и в Европе. Выступает с Бостонским симфоническим оркестром. Эллингтон получает Президентскую медаль свободы от Ричарда Никсона, 1969. Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз в 1971 году, состоял из шести саксофонов и барабанов. Когда самолёт с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по лётному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где он выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трёх концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР Эллингтон посетил Большой театр, Эрмитаж, встретился с композитором Арамом Хачатуряном и с джазовым дирижёром Олегом Лундстремом. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражён «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн». 

Оркестр Дюка Эллингтона

Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал: «Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался — ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис». Харуки Мураками так говорил про творчество Мастера: «Его на редкость богатую музыку можно сравнить с подземным ручьем, питающим бесплодную долину. 
«Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей у нас и за рубежом виднейшим композитором Америки. В лице Дюка Эллингтона американский джаз завоевал заслуженное уважение и признание. Дюк Эллингтон опубликовал автобиографию «Музыка — моя возлюбленная». Память о нем будет жить в грядущих поколениях и в музыке, которую он подарил народу».

В программе прозвучали: «Take the A train» (B. Strayhorn), «How high the moon» (M. Lewis ), «Night and Day» (C. Porter), «Wolverine Blues» (B. Spikes),  «Stompin’at the Savoy» (B. Goodman), «Caravan» (J. Tizol), «Oh, lady be good» (G. Gershwin), «Nihgt in Tunisia» (D. Gillespie), «Misty» (E. Garner), «Fly me to the moon» (B. Howard). В финале вечера прозвучала композиция «Sir Duke» (S. Wonder).

«Септет-джаз» подарил «Мировые хиты Дюка Эллингтона» и  незабываемый праздник, особенное настроение, музыку свободы и вдохновения всем любителям джаза. Аплодисменты не смолкали.