Ориенталь. Восточная сказка

30 марта дончане и гости города окунулись в волшебную атмосферу чарующей сказки Востока благодаря концертному ансамблю «Ричеркар» (руководитель – заслуженный деятель искусств ДНР Валерия Путря), заслуженной артистке Украины Анне Братусь (сопрано), лауреату международных конкурсов Игорю Тулееву (баритон) и вокальному ансамблю «Intrada» (руководитель — Юлия Колосовская).

Сладострастная, загадочная, витиеватая, словно узоры персидского ковра, пряная, будто шафран, пьянящая, как измирское вино – восточная музыка чарует и околдовывает, увлекая в арабский и персидский танец, сказку «Тысяча и одной ночи» …

Красота Востока очаровала многих. Восточная тема «Ориенталь» отразилась в творчестве композиторов, поэтов и художников. «Восток — дело тонкое»…

С течением времени музыкальный ориентализм приобретает большую конкретность, «далекие страны» оказываются представленными подлинными музыкальными темами и ритмами. Об этом, в частности, свидетельствует оперное творчество французских композиторов второй половины XIX века – Ж. Бизе («Искатели жемчуга»), К. Сен-Санса («Самсон и Далила»), Л. Делиба («Лакме»). Русская музыка о Востоке развивалась совершенно особым путем. Включенность в состав Российской империи регионов Средней Азии и Кавказа, восприятие Кавказа как родины свободолюбия и бунта, высокий опыт русской поэзии о Востоке – все эти факторы определили своеобразие ориентальной ветви национального музыкального искусства. Среди деятелей русской музыкальной культуры первым, кто обратился к изучению и разработке фольклорных материалов народов Востока, был М. И. Глинка. В этом отношении наиболее показательна его опера «Руслан и Людмила», где важное драматургическое значение приобретают ориентальные сцены. Так, III действие открывает хор волшебных дев Наины («персидский хор»), который вводит слушателя в атмосферу теплой южной ночи, полной страстной истомы. Хор основан на подлинной иранской мелодии, мастерски оркестрованной Глинкой. В IV действие оперы композитор вводит танцевальную сюиту из восточных танцев. Проходят чередой томный, плавный турецкий танец, задорный и изящный арабский и, наконец, кипучая, огненная лезгинка. Восточные сцены «Руслана и Людмилы» собственно положили начало «русской музыке о Востоке», открыв совершенно новый мир образов, чувств, выразительных средств музыкального языка.

Интерес к ориентальным образам в опере показателен также для творчества М. П. Мусоргского («Саламбо», «Хованщина») и Н. А. Римского-Корсакова («Млада», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»). Глубокое проникновение в образный строй восточной музыки характеризует и инструментальное творчество композиторов. Типичными элементами музыкального языка в инструментальных жанрах являются широкое использование «цитатного» материала из фольклорных источников Кавказа, Средней Азии, Персии, применение терпких ладогармонических сочетаний, витиеватых ритмических рисунков, многочисленных орнаментальных приемов. В ряду лучших образцов русской «музыки о Востоке» выделяются симфоническая поэма «Тамара» и фантазия для фортепиано «Исламей» М. А. Балакирева, симфоническая картина «В Средней Азии» А. П. Бородина, оркестровые сюиты «Антар» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова. Особый эмоциональный акцент имеют ориентальные образы в творчестве А. Г. Рубинштейна. У композитора Восток ассоциируется, прежде всего, с мужественностью, энергией, динамизмом. Во многих сочинениях Рубинштейна встречаются ритмоинтонационные и гармонические комплексы, традиционно воспринимаемые как «знак Востока» (песня Синодала, пляска мужчин, хоры «Ходим мы к Арагве светлой» и «Ноченька» из оперы «Демон»; танец кашмирских невест из оперы «Фераморс»; вокальный цикл «Персидские песни»; Лезгинка из сборника национальных танцев; пьеса «Паша и Альмея» из фортепианного цикла «Костюмированный бал»). Не случайно известный отечественный музыковед Б. Асафьев отметил свойственное Рубинштейну «несомненное чутье Востока». Широкое развитие ориентальная тема получает и в вокальной лирике. Образы Востока, воплощенные в поэзии Пушкина, Лермонтова, декабристов, находят отклик в романсах А. А. Алябьева («Кабардинская песня»), А. С. Даргомыжского («Восточный романс»), М. А. Балакирева («Песня Селима», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня»), Н. А. Римского-Корсакова («На холмах Грузии», «В царство розы и вина»), С. В. Рахманинова («Не пой, красавица, при мне»). В эпоху Серебряного века тема Востока в музыке получает новое наполнение. В этот период в отечественном искусстве ярко проявляется стремление проникнуть в глубинные пласты существования, прикоснуться к «началам начал», к истокам бытия. Внутренней причиной тому служила возникшая потребность в коренном обновлении, побуждавшая осуществлять переоценку духовных накоплений цивилизации. В русле идей нового религиозного сознания рождаются грандиозные творческие проекты, наиболее показательными из которых являются произведения А. Н. Скрябина. Восток занимал в творчестве композитора особую роль: в его мистических идеях он видел источник самых неожиданных и смелых замыслов…

В программе «Ориенталь. Восточная песнь» в исполнении Концертного ансамбля «Ричеркар» прозвучали произведения композиторов, навсегда очарованных восточной сказкой, неповторимой тонкой красотой, обворожительной грацией, умиротворяющей гармонией и вечной загадочной тайной, отразивших всё это великолепие в своих произведениях. Под впечатлением восточных красот рождался «Танец придворных девушек» (Меликова), «Медленный танец и Скерцо» (Мирзоева), «Поэма-монолог» (Амирова), «Танец страстной девушки» (Караева), «Арабский танец» (Чайковского), «Персидская песня» (Глинки), «Восточный танец» (Рахманинова), «Арабский танец» (Грига), «Персидский марш» (Штрауса), «Восточная песнь» (Глиэра), «Песня половецкой девушки» (Бородина), «Ориенталь» (Кюи).

В лепестках и благоухании роз очаровательная и восхитительная, обворожительная, чарующая, естественная и грациозная, несравненная Анна Братусь в образе фаворитки-одалиски подарила незабываемый восточный танец, приковывая восхищенные и восторженные взгляды  зрителей, пленяя всех прекрасным голосом и красотой.

Яркая жемчужина Востока подарила «Арабский танец» (Грига).

Настоящий арабский шейх Игорь Тулеев неповторимо исполнил речитатив и арию Эбн-Хакия (Чайковского), «Восточную песнь» (Глиэра),  ариозо Мизгиря (Римского-Корсакова).

В каком бы образе не выходили на сцену солисты Донецкой филармонии, блистательные Анна Братусь и Игорь Тулеев, они были прекрасны, их чудесные голоса звучали в унисон, покоряя сердца слушателей.

В исполнении Анны Братусь прозвучала «Баллада Шах-Сенем» (Глиэра), борющейся за свое хрупкое счастье.

«Песня половецкой девушки» (Бородина) в восхитительном исполнении Анны Братусь и прекрасных вокалисток «Intrada» завораживала красотой.

«Улетай, на крыльях ветра!» в даль, ввысь, туда, где райский сад… и «Приди, путник, молодой», танцуя, очаровывая всех и, призывая, пели сладкоголосые пери.

«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне они
Другую жизнь и берег дальний….»

В исполнении Игоря Тулеева прозвучал романс на стихи А. С. Пушкина и музыку С. В. Рахманинова «Не пой, красавица…»

В этот дивный вечер обворожительная Шахерезада — Татьяна Кусты поведала слушателям  не одну восточную сказку, а россыпи разноцветного бисера из сказок и историй.

Усладой для души прозвучала восточная сказка «Ориенталь» — одна из любимых программ слушателей Донецкой филармонии. В зале в этот сказочный вечер собрались, очарованные восточной красотой, почитатели ориентального искусства. Финальным аккордом восточной феерии прозвучали потрясающие мелодии «Карабах — жемчужина Востока» (Амирова) и «Караван» (Эллингтона).

И под дивные звуки этих чудесных восточных мелодий все мы, наполнившись радостью, гармонией и красотой, отправились дорогой цветов среди песчаных дюн в свой оазис счастья.