Шедевры венских классиков

Второй день IХ Фестиваля музыкального искусства «Благовест – 2019» грандиозно открыли Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева, главный дирижер Владимир Заводиленко и солист, скрипач-виртуоз Пётр Лундстрем (Москва), подарив слушателям яркую, насыщенную концертную программу «Шедевры венских классиков».

Торжественными фанфарами, светло и восторженно прозвучала прекрасная музыка В. А. Моцарта увертюра к опере «Волшебная флейта», увертюра к опере «Свадьба Фигаро» и удивительная  Симфония №45 «Прощальная» Й. Гайдна. «Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора» (Дмитрий Шостакович). Волнующим, значительным событием в жизни Гайдна 1780-х годов стало знакомство и сотрудничество с молодым В.А. Моцартом. Великие музыканты испытывали друг к другу искреннее уважение. Моцарт много раз подчеркивал свое восхищение музыкой старшего коллеги. Слова: «Я впервые научился от Гайдна, как надо писать квартеты» — приводятся во многих монографиях, а имя «папа Гайдн» — дань не только профессиональной, но и человеческой привязанности. Однажды один из музыкантов заявил по поводу квартетов Гайдна: «Я бы так не написал», на что Моцарт ответил: «Я тоже. Но знаете почему? Потому что ни вам, ни мне до этого бы не додуматься!»

В обращении, которым открываются посвященные Гайдну квартеты, Моцарт пишет: «Дорогому моему другу Гайдну! Прими их и, руководствуясь добротой своей, будь им отцом, наставником и другом!». Гайдн считал Моцарта величайшим из композиторов. Он часто и во всеуслышание говорил о влиянии инструментальной и оперной музыки Моцарта на свое творчество. Гайдн считал, что «Моцарт — величайший, композитор, какого имеет мир!»
Самый важный персонаж оперы «Волшебная флейта»— сама волшебная флейта… Таинственный дар Богини Звезд, рождающий чарующие звуки… Зов Сердца… Голос Вечности… Именно они зовут человека в дорогу, именно они не дают уснуть, упасть или сбиться с пути: «…звуки эти защитят тебя и будут твоим путеводителем. Они помогут тебе угадывать желания души и сердца; они заставят забыть горе и страдания, и самая зачерствелая душа узнает любовь».
Похоже, и сам Моцарт был хорошо знаком с Волшебством сказочной Флейты. Ее звуки слышатся в его лучших творениях, приоткрывая всем двери великой Тайны…

«…Что меня радует больше всего — это немое одобрение!» — напишет Моцарт жене после первых представлений «Волшебной флейты». Даже громкие овации широкой публики не смогли заглушить тихой похвалы неведомых зрителей, чье мнение Моцарт ценил намного больше. Причиной тому, как полагают, была особая миссия «Волшебной флейты»: хранить и передавать сквозь столетия тайну масонского ордена. Тайну, которая очень точно записана масонскими символами и передана волшебной музыкой Моцарта.

Каждый фестивальный день радует и впечатляет прекрасной музыкой, великолепной программой. Второй день IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест-2019» стал ярким событием в культурной жизни Донецка. Невероятным подарком и сюрпризом второго дня IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест-2019» прозвучало виртуозное выступление талантливого скрипача Петра Лундстрема (Москва). 23 марта Пётр Лундстрем впервые посетил Донецк, выступив с Академическим симфоническим оркестром им. С. С. Прокофьева в программе «Картинки с выставки». Тогда в виртуозном исполнении Петра прозвучал Концерт для скрипки с оркестром ре мажор П. И. Чайковского и потрясающий «Бис». Мастерство и профессионализм бесподобного исполнения талантливым музыкантом произведений потрясло донецкую публику.

И вот Пётр Лундстрем порадовал и восхитил донецких слушателей вновь, став гостем IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест-2019»!

В блистательном исполнении Петра Лундстрема прозвучал Концерт №4 для скрипки с оркестром В. А. Моцарта, очаровав донецкую публику. Многие слушатели посетили второй день фестиваля «Благовест» специально, чтобы услышать исполнение Петра Лундстрема с симфоническим оркестром. Пётр Лундстрем в очередной раз поразил и восхитил всех, подарив на «Бис» невероятный «Каприс №24 Н. Паганини. Недаром пришли все почитатели таланта молодого музыканта, получив удовольствие и наслаждение, слушая классические произведения, прозвучавшие на таком высоком  уровне совершенного исполнительского мастерства!

В завершении триумфального выступления Генеральный директор-художественный руководитель Донецкой филармонии Александр Парецкий поблагодарил и поздравил Петра Лундстрема, а Пётр, в свою очередь,  обратился к слушателям с благодарностью: «В Донецке потрясающая публика! Большая честь для меня выступать в Донецке, на сцене Донецкой государственной академической филармонии с Академическим симфоническим оркестром им. С. С. Прокофьева! То, что я приезжаю к вам в Донецкую Народную Республику — это мой выбор, моя гражданская позиция. Я рад и счастлив быть здесь с вами и играть для вас!»

Символично, что открывала программу восторженная музыка В. А. Моцарта, а завершала феерию второго фестивального дня любимая дончанами музыка Й. Гайдна — Симфония №45 «Прощальная». Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов. За традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн, так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. О композиторах и истории написания произведений, о переплетении судеб и удивительной музыке интересно рассказала музыковед Тамара Соловьёва, увлекая всех слушателей во времена В. А. Моцарта и Й. Гайдна. Под звуки легендарного произведения Симфонии №45 с интересной и особенной историей, при свете огней, поочередно и плавно уходили со сцены артисты симфонического оркестра и зал на мгновение погрузился в полную темноту…

 Проходят столетия, а музыка  Вольфганга  Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна звучит —  она жива!

Второй день IХ фестиваля музыкального искусства «Благовест-2019» оставил незабываемые воспоминания и надежду, что мы услышим Петра Лундстрема в Донецкой филармонии вновь, будем с нетерпением ждать встречи. А яркие события фестивальных дней продолжаются, ждем вас в филармонии! До новых встреч!