Картинки с выставки

23 марта к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского в Донецкой филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева с участием гостей из Москвы грандиозно прозвучала программа «Картинки с выставки». 

Академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева под руководством дирижера Игоря Манашерова (Москва) и молодой скрипач-виртуоз, представитель знаменитой музыкальной династии Петр Лундстрем (внучатый племянник легенды советской джазовой музыки Олега Лундстрема и внук известного советского пианиста Михаила Воскресенского) подарили настоящее торжество музыки и увлекательную прогулку по картинной галерее художественных образов Модеста Петровича Мусоргского. Прозвучали признанные шедевры мирового музыкального искусства.

Первое отделение концерта началось с симфонической картины М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». В 1860 году внимание молодого Мусоргского привлекла драма его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Г. Ф. Менгдена (1836—1902) «Ведьма». В письме Балакиреву от 26 сентября 1860 года он сообщает: «Я получил работу весьма интересную, которую надо приготовить к будущему лету. Работа эта есть полное действие на Лысой горе… шабаш ведьм, отдельные эпизоды колдунов, марш торжественный, финал, который олицетворен в повелителе всего праздника на Лысой горе. Либретто очень хорошее. Кое-какие материалы уже есть, может выйти вещь очень хорошая».

Из оркестровых произведений Мусоргского «Ночь на Лысой горе» приобрела всемирную известность. Во всей своей художественной красоте  и образности «Ночь на Лысой горе» в Донецкой филармонии прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра и дирижёра Игоря Манашерова.

Это не первый визит дирижера в Донецк. Игорь Манашеров выступал с Академическим симфоническим оркестром имени С. С. Прокофьева на сцене Донецкой филармонии в рамках Международного фестиваля «Прокофьевская весна»  и Международного фестиваля фортепианного искусства «Пиано-форум». Игорь Манашеров всегда привозит в Донецк талантливых молодых солистов и радует дончан прекрасной музыкой и блистательными программами. 

Петр Лундстрем в сопровождении Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева виртуозно исполнил концерт для скрипки с оркестром ре мажор Петра Ильича Чайковского, покоряя сердца донецкой публики с первых нот! Овации не смолкали! В подарок на бис восторженным слушателям Петр исполнил красивейшее произведение — сонату-балладу № 3 выдающегося музыканта ХХ века Эжена Изаи.

Во втором отделении концерта прозвучал цикл «Картинки с выставки» Мусоргского. Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. Через год после смерти Гартмана, была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну, 1874 года, сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

«Картинки с выставки» — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка». При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров проводится по контрастному принципу.

Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю. Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения, забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл. При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти. Существует 19 оркестровок данной сюиты.

Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие, сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла.

«Картинки с выставки» — это произведение, которое позволяет увековечить мгновение. Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок. Программность и колорит фортепианных «Картинок с выставки» вдохновили композиторов на создание оркестровых их обработок; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит Морису Равелю.

Многие известные режиссеры активно используют отдельные номера из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ. Точность музыкальной образной передачи позволяет четко изобразить атмосферу фильмов. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии музыковеды видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века.

Генеральный директор-художественный руководитель Донецкой филармонии Александр Парецкий поблагодарил Игоря Манашерова и Петра Лундстрема за дружественный визит в Донецкую Народную Республику, плодотворную работу и сотрудничество.

«Сегодня великая музыка прозвучала со сцены – за это благодарим исполнителей. Для нас огромная честь, что Игорь Манашеров приезжает к нам – для наших оркестрантов огромное удовольствие с ним работать.

Сегодня хочу отметить новое имя в афише Донецкой филармонии – скрипач-виртуоз Петр Лундстрем. Очень надеюсь, что с ним тоже будет большая творческая дружба, и она уже начинается серией концертов. 5 апреля он выступит с нашим оркестром в рамках фестиваля музыкального искусства «Благовест», — сказал Александр Парецкий.


«С оркестром работается хорошо, легко, всегда чувствую отклик, внимание музыкантов, заинтересованность в четкой и слаженной, плодотворной работе. Я могу сказать только тёплые и самые хорошие слова в адрес музыкантов оркестра, так как я понимаю, какой это нелёгкий труд. Я это прекрасно все понимаю. Хочу поблагодарить главного дирижера оркестра Владимира Заводиленко, чья работа в оркестре слышна и видна», — отметил дирижёр Игорь Манашеров.

Донецкая публика пребывала в полном восторге от красоты удивительной музыки в исполнении Академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева под управлением дирижера Игоря Манашерова и выступления скрипача-виртуоза Петра Лундстрема. Программа «Картинки с выставки» стала ярким событием в культурной жизни Донбасса.