Песня, ставшая светом

«Песня хочет стать светом… Её в темноте пронзают фосфора нити, лунные нити. А свет о желаньях своих не знает. В опаловой раме он сам себя встречает, себе возвращая…» (Ф. Г. Лорка).

К 120-летию со дня рождения испанского поэта и драматурга, известного музыканта и художника-графика Федерико Гарсиа Лорки в исполнении солистов Донецкой филармонии прозвучала яркая и завораживающая программа «Песня, ставшая светом».

Поэзия Лорки – неповторимая, как облик штормового моря, неудержимая и зажигательная, как танец фламенко, разрушающая стереотипы и не подчиняющаяся никаким правилам. Центральная фигура «поколения 27 года»,  Федерико Гарсиа Лорка — один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры ХХ века. Вся программа звучала в память о Прометее, подарившем Свет и пронесшем его сквозь свою короткую, но такую удивительную жизнь. Достигая неба, звучала песня, сотканная светом!

Испанский дворянин с душой цыгана, Федерико Гарсиа Лорка был новатором и самородком, версификатором и стилизатором. У нас уже давно принято писать о Лорке лишь в превосходной степени – величайший, гениальнейший, самый известный в России испанский поэт. Это, конечно, правда, но эти слова мало что говорят о поэтическом мире Лорки, его сущности – человека и поэта. Творчество Лорки – это не наивная сказка о вечной победе добра над злом, а попытка определить сущность мироздания. При этом, несмотря на то, что в стихах поэта всегда присутствуют свет и тень, добро и зло, любовь и смерть, реальность и миф, мир Лорки не чёрно-белый. Он цветной, динамичный и непредсказуемый. И в его стихах зло обычно тождественно смерти и непременно находится за пределами жизни. Именно это и называется гуманизмом. Весь безграничный мир контрастов,  ярких образов и картин жаркой Испании оживал наяву во всем своем многообразии в удивительной программе «Песня, ставшая светом». Музыкально-литературный проект поразил красотой и силой восприятия, каждое выступление яркая строка памяти о светлом и солнечном Человеке, влюбленном в жизнь и одержимом  поэзией, искусством и творчеством.

«Люблю Лорку. Люблю его имя — легкое, летящее как лодка, как галерка — гудящее, чуткое как лунная фольга радиолокатора, пахнущее горько и пронзительно как кожура апельсина… Лорка! Он был бродягой, актером, фантазёром и живописцем. Де Фалла говорит, что дар музыканта в нём — не менее поэтического. Я знаю его сердце, ранимое, прозрачное, «как шелк, колышимое от луча сета и легкого звучания колокольчика». И не знаю вещи, равной по психологической точности его «Неверной жене». Какая чистота, жемчужность чувства! Люблю слушать, как в его балладах цыгане и серафимы играют на аккордеонах…» (Андрей Вознесенский).

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу лорка

Лорка — это ассоциации. Живопись Лорки, в ней, как и в его балладах, сквозит цыганско-испанская грация и изысканность. В поэзии его живопись бьёт через край. Лорка любит локальный цвет.

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу лорка

Тонкая, светлая, загадочная поэзия во всем… «Баллада о морской воде», «Песня дерева», «Романс о луне» … Огненно и страстно звучали бессмертные строки стихов поэта в неповторимом исполнении автора сценария и ведущей программы, музыковеда Татьяны Кусты и мастера художественного слова Элеоноры Шавло.

В блистательном исполнении заслуженной артистки Украины Анны Братусь, лауреатов международных конкурсов Татьяны Гуртовенко, Оксаны Носатовой, Кирилла Волженцева прозвучали незабываемые шедевры творчества Лорки.

Вокальные и инструментальные произведения Альбениса, Гранадоса, де Фальи, народные песни в обработке Обрадорса прозвучали в исполнении заслуженной артистки Украины Светланы Ольховиченко, дипломанта международных конкурсов Елены Трофименко, «Огонь сердца» высекал дуэт гитаристов Павел Иванников, Евгений Сапсалёв, Артур Тютюнник (скрипка).

Камерный оркестр «Виола» исполнил красивейшую музыку «Интермеццо», «Испанский танец» «Кадис», «Испания». Вокальный цикл Минкова «Плач гитары» в бесподобном исполнении Татьяны Гуртовенко покорил сердца слушателей.

Программа «Песня, ставшая светом» перенесла нас в солнечную Испанию и очаровала той удивительной красотой, которую увидел, полюбил и показал всем нам сам Федерико Гарсиа Лорка.

Воздух, песня и свобода — все это Лорка и его слово, летящее свободной птицей! В творчестве Федерико Лорки воплотился сам дух Испании, испанский фольклор, который более чем любое другое народное творчество Европы, связан с исконными архаическими мифами. Лорка соединил книжную и народную культуру, современность и предания, мифологию и обыденность. Так, в книге Romancero gitano («Цыганский романсеро», 1928), принесшей поэту мировую славу, он перенес героев цыганских мифов и баллад в свое время, но при этом полностью сохранил тайну, многозначность, символичность народных сюжетов. Творчество Лорки это не подражание испанским и цыганским народным песням и балладам, не поэтическое переложение фольклорных историй и даже не рассказ о них. Поэзия Лорки — это суть мифа, его сердце, истинная стихия, где нет ничего лишнего – никакой бутафории, смысловых жертв в пользу формы. Это – настоящая стихия из сил, движущих миром – любви и смерти, добра и зла, тьмы и света. Лорка нес свет, высекая  своим творчеством огонь из сердец и возгоралось пламя любви! Федерико Гарсиа Лорк был необычайно талантливым поэтом, менестрелем,  сумевшим поднять испанскую поэзию на новый уровень, смешавший миф с реальностью и сам ставший мифом. Современным мифом об испанском Орфее, сумевшем спустится в подземное царство и растерзанного там силами тьмы, но сумевшего сделать свои песни – светом. «Самая печальная радость быть поэтом, они гаснут, как Солнце…»

«Когда умру, схороните меня с гитарой в речном песке.

Когда умру…в апельсиновой роще старой, в любом цветке…

Когда умру, буду флюгером я на крыше, на ветру.

Тише… когда умру!» (Ф. Г. Лорка).