АНТОН ПАИСОВ И ОЛЕСЯ КРАВЧЕНКО. ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА

Юбилейный 40-й год Международного фестиваля музыкального искусства «Прокофьевская весна» завершился полнозвучным аккордом – двумя программами наших московских гостей, лауреатов множества международных фестивалей, дирижёра и флейтиста Антона Паисова и органистки Олеси Кравченко. Уже после первого концерта, который состоялся 15 мая 2021 года (программа «Тысяча и одна флейта») донецкие ценители музыки отметили особую глубину музыкальной мысли Антона Паисова и высокий уровень профессионализма Олеси Кравченко.

Именно поэтому после торжественного закрытия фестиваля – концерта «Шедевры симфонической музыки», который состоялся на следующий день, 16 мая, – мы попросили московских музыкантов ответить на несколько наших вопросов.

– Антон, расскажите, пожалуйста, какое место в Вашей музыкальной жизни занимает творчество нашего земляка, композитора Сергея Прокофьева?

– Вы знаете, музыка Прокофьева – сложная, интересная. Однако она не сразу заняла в моём сердце то место, которое занимает сейчас: какое-то время мне был ближе Дмитрий Шостакович. Теперь же я замечаю, что произведения Прокофьева с каждым годом становятся мне всё ближе и ближе. Его творчество, безусловно, повлияло на формирование моей музыкальной мысли, на моё видение музыки…

– Сегодня на концерте «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева прозвучал как-то по-особенному. В Вашем прочтении слышалось что-то новое, что буквально перевернуло восприятие этого произведения, добавило ему глубины. Скажите, это, наверное, одно из любимых вами творений нашего земляка?

– Одно из любимых (улыбнулся).

Нам известно, что в 2013 году к Вам пришла идея создания собственного оркестра «Antonio-orchestra». Скажите, такая задумка родилась из стремления иметь возможность донести свою мысль, своё глубокое понимание музыки до максимально широкого круга слушателей?

– Отчасти. Безусловно, для каждого музыканта значимую роль играет возможность выражения его идей, возможность воплотить в жизнь свои идеи, поделиться своими творческими находками. Собственный оркестр дарит дирижёру самое дорогое – свободу творчества!

– Скажите, пожалуйста, а по какому принципу Вы подбирали произведения для двух концертов, которые состоялись в Донецке? Наши слушатели и музыканты отметили, что программы получились очень интересными, в каком-то смысле – всеобъемлющими. Как Вам это удалось?

– Поскольку фестиваль приурочен к 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева, мы хотели обязательно включить в программу самые яркие его произведения. Те, что знакомы широкому кругу ценителей музыки, и горячо любимы ими. Мы также посчитали необходимым включить в программу Концерт для органа, струнного оркестра и литавр соль минор, FP 93, написанный другом композитора, французским музыкантом Франсисом Пуленком. Вчера мы как раз исполняли его Сонату для гобоя и фортепиано, посвящённую памяти Прокофьева…

– Олеся, судя по отзывам наших слушателей, это произведение в Вашем исполнении произвело на них неизгладимое впечатление! Как и Токката для фортепиано, ре минор, Ор. 11 Сергея Прокофьева в транскрипции для органа Жана Гийо, которая прозвучала вчера…  Вы играли на многих известнейших органах мира. Скажите, а когда Ваши руки касались клавиш донецкого органа, за которым когда-то учился игре  Пётр Чайковский, что Вы чувствовали?

– Это было особое ощущение! Я узнала, что после последней реконструкции инструмента сохранилось около 70% регистров ещё того времени, когда на нём играл великий русский композитор. Этот известный инструмент, который помнит прикосновения Чайковского, побывал и в Москве. Правда, в нашем городе он находился до реконструкции, произведённой фирмой «Rieger-Kloss». Москва помнит этот орган почти таким же, каким он был сразу после создания в 1839 году немецкой фирмой «E. F. Walcker».

Да, мне приходилось играть на многих удивительных инструментах, и каждый из них имеет неповторимое звучание, уникальные особенности. Во время игры на донецком органе я ощущала, как по залу разливается его мощь, и казалось, что инструмент погружает нас в атмосферу того времени…

– Олеся, нам известно, что Вы – организатор I Московского органного фестиваля «Vox angelicus» для детей-органистов. Скажите, а какой была Ваша цель? Это как-то связано с тем, что выучиться на органиста сложно? Например, мало инструментов на постсоветском пространстве…

– В Москве с этим немного другая ситуация. Сейчас во многих наших музыкальных школах есть хотя бы электроорганы, что даёт детям возможность не только познакомиться с этим потрясающим музыкальным инструментом, но и попробовать свои силы, научиться азам игры на нём. В большей степени, нашей целью было немного другое. Мы хотели показать, что детей, обучающихся игре на органе очень много, и дать им возможность заявить о себе, познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом друг с другом.

Донецкие слушатели приняли московских гостей очень тепло. Однако самое яркое впечатление дирижёр и флейтист Антон Паисов и его супруга органистка Олеся Кравченко произвели на тех, с кем в эти дни общались наиболее плотно – на музыкантов Донецкой государственной академической филармонии. И вот что они рассказали нам…

Заслуженный артист Украины, концертмейстер группы первых скрипок  Владимир Гамарь:

«Нередко дирижёр занят проблемой дирижирования. Здесь же – полный уход в музыку. Тут дирижирование – это не самоцель некая, тут – минимум скупых движений, жестов. Расчёт на то, что у нас – у оркестра – полный контакт с дирижёром. Причём ему хватает энергии. Полное слияние с музыкой».

Лада Малафий (скрипка):

«Ему (ред. – Паисову) присуща деликатность и тонкость исполнения. Уже даже в известном Чайковском он всё равно нашёл интересные моменты. Интересна, конечно, была органная часть нашей программы! А он был в ней как рыба в воде. Очень интересно было! Хочется отметить деликатность его в общении и в дирижировании. И, не смотря на эту деликатность, он всё равно даёт характер».

Александр Симоненко (гобой):

«С ним было очень спокойно работать, как со своим. Во время работы относился к каждому с уважением и деликатностью».

Владимир Заводиленко (дирижёр):

«Это прекрасный тандем, ансамбль – органистка и флейтист. Причём блестящий флейтист! Звуком владеет виртуозно! У него прекрасный звук, очень мягкий! Он ощущает этот объём и несёт его до конца зала… Мне очень понравилось его мышление как музыканта. Замечательно, что Антон ещё и дирижёр. Ощущается дирижёрская школа. Видно, что Антон – глубокий музыкант. У него очень богатый опыт игры с оркестром, дирижирования оркестром, понятие формы, понятие музыкального синтаксиса… Мне кажется, всё это помогло в сегодняшнем концерте».

Беседовала Ольга Белоус (сотрудник редакторского отдела Донецкой государственной академической филармонии)