Состоялась премьера
«Детского альбома» Петра Чайковского
В первый день весны в Донецкой филармонии состоялась премьера светлой и доброй, по-настоящему весенней программы «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П. И. Чайковского, которую в Концертном зале имени С. С. Прокофьева представили камерный оркестр «Виола» под управлением художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств ДНР Валерии Путри и музыковед Татьяна Кусты. Как говорил П. И. Чайковский, «…цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». С гордостью можно отметить, что на премьере программы была максимальная концентрация «лучших украшений» — лучезарная детвора, яркие нежные цветы и восхитительная музыка.
Антураж, воссозданный на сцене Концертного зала имени С. С. Прокофьева, перенес зрителей в эпоху великого русского композитора и его современников, а увлекательный рассказ Татьяны Кусты о жизни маленького Пети, его детских привязанностях на миг поставил Петра Ильича Чайковского на одну ступень с детворой в зале, сделал его простым и доступным. Визуальное сопровождение, включающее в себя детские фотографии композитора, его семьи, а также красочные фото- и видео-иллюстрации к «Детскому альбому» превратили рассказ в действо, буквально заворожившее не только маленьких слушателей, но и их родителей. Бесконечная, чистая любовь к маме, сердечность и доброта гувернантки Фанни Дюрбах, тёплые уютные вечера в кругу семьи под звуки флейты и фортепиано… Истории о жизни композитора наполнили зал неподдельными восторгом и очарованием.
Особая любовь к детям, его трепетные и нежные чувства к ним, а также яркие моменты из собственного детства зародили идею написать «Детский альбом»: не очень сложный, понятный и доступный для детского исполнения. 24 пьесы для фортепиано, из которых состоит цикл, Чайковский посвятил своему племяннику – шестилетнему Володе Давыдову. Ведущая Татьяна Кусты поведала: композитор сидел на веранде, когда услышал, как его маленький племянник с неохотой исполняет трудную и неинтересную взрослую музыку. В тот момент Пётру Ильичу и пришла идея написания музыкального произведения для детей.
Несмотря на то, что все пьесы написаны для фортепиано, они неоднократно перекладывались для самых различных инструментов. В Донецкой филармонии детский сборник П. И. Чайковского прозвучал в переложении для камерного оркестра, который представил давно любимый донецким слушателем камерный оркестр «Виола» под управлением художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств ДНР Валерии Путри.
Пьесы, одна за другой, последовательно вели каждого слушателя следом за маленькими героями. Утро… как оно начинается для многих из нас, какие мысли, вопросы озаряют новый день? «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама» — необыкновенная нежность этих пьес распахивает страницу каждого дня новой жизни. Но ведь предстоит прожить ещё целый день, насыщенный и интересный, веселый и порою грустный… Вопросы, адресованные детям в концертном зале, нашли свои ответы. Во что играют современные мальчишки? Солдатики, возможно, не деревянные, но есть у всех. А вот у девчонок игры не особо изменились спустя почти два столетия – всё те же куклы. Вслед за активным обсуждением следуют пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». После игр и забав начинаются танцы – любимое развлечение во времена П. И. Чайковского. В цикл танцевальных миниатюр вошли «Вальс», «Мазурка» и «Полька», интересные сведения о которых рассказала Татьяна Кусты. Например, полька происходит от чешского слова «pulka», что в переводе означает «половинный шаг». За бальными танцами последовали «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская», которые стали ярким и выразительным отражением русских народных гуляний. Неожиданный выход Олега Просвирина с баяном, его колоритное выступление стало наглядным примером широты необъятной русской души, задора и позитива, который буквально всколыхнул весь зал.
Увлечённость П.И.Чайковского путешествиями нашла отражение в ряде пьес, где композитор сумел передать национальные особенности разных стран: «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поёт». Особенно бурно маленькие зрители встретили «Неаполитанскую песенку», видимо, потому что из этого ряда пьес она самая узнаваемая.
И, наконец, из далеких путешествий мы возвращаемся домой. Полный разных впечатлений день заканчивается хорошей доброй сказкой… Няниной сказкой. Вечерний музыкальный ритуал продолжили пьесы Нянина сказка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка», «В церкви» и «Сладкая грёза». Вместе с ведущей маленькие зрители помечтали, погрузились в сладкие грёзы о новом дне, о долгожданном мире, о светлом и добром на этой земле…