Все о ДНР. Донецкая мечта о Театре песни Валерия Ободзинского

Полвека назад в штат Донецкой государственной областной филармонии в качестве солиста-вокалиста был принят популярный советский певец Валерий Владимирович Ободзинский. Во главе эстрадного ансамбля нашей филармонии он дал сотни концертов во многих уголках Советского Союза. Эта творческая деятельность певца увековечена мемориальной доской возле главного входа в филармонию. Здесь мы расскажем до сих пор неизвестные широкой публике подробности донецкой страницы биографии легенды советской эстрады.

Зачислен в штат Донецкой филармонии

Не будем останавливаться подробно на биографии одного из самых популярных в 60-70-е годы прошлого столетия эстрадных исполнителей Советского Союза Валерия Ободзинского. Нас интересует его работа в Донецкой филармонии. Для сбора материала пришлось изучить довольно много архивных документов из фондов Государственного архива ДНР, Донецкой филармонии, а также подшивки областных газет за конец 60-х-начало 70-х годов ХХ столетия в отделе периодики Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке Крупской.

С 28 марта по 4 апреля 1967 года выступали перед жителями нашей области солисты оркестра джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема. У нас играли ставшими известными джазовыми музыкантами: пианист и композитор Николай Капустин (родился 22.11.1937 в Горловке), тромбонисты Григорий Осколков, Евгений Кузнецов и Андрей Давидович, альт-саксофонист Михаил Цуриченко, трубач Лев Щеголев. В составе этого прославленного оркестра в качестве вокалиста в те дни приехал в Донецк, набиравший известность в Советском Союзе, певец Валерий Ободзинский. Тогда разовая тарифная ставка его за выступление в одном концерте составляла 10 рублей 50 копеек плюс доплата за каждое отделение в 5 рублей 25 копеек. Как оказалось, именно 1967 год свяжет на несколько лет судьбу певца с Донецкой филармонией. Может быть, как раз во время этих гастролей, Валерию Ободзинскому и поступило предложение от руководства филармонии поступить на работу в штат нашего культурного учреждения. Наверное, это произошло в связи с тем, что в апреле того года в Донфилармонии была расформирована эстрадная группа под руководством Игоря Петренко, выступление которой приносили в кассу хорошие денежные сборы.

Правда, Валерий Ободзинский поступил на работу к нам только спустя несколько месяцев. Приказом директора Донецкой филармонии Алексея Омельченко за №166 от 3 июля 1967 года певец был зачислен в штат в качестве солиста-вокалиста эстрадной бригады с 5 июля с оплатой согласно тарификации. Вместе с ним в штат в качестве ведущей была зачислена и его супруга — Нелли Ивановна Кучкильдина (Ободзинская). А уже 6 июля был издан приказ о том, чтобы сформировать новую эстрадную группу Донецкой филармонии с участием Валерия Ободзинского. 3 августа того года он получил разрешение Художественного совета работать с сольными концертами. Так началась в биографии Валерия Ободзинсокого донецкая страничка.

Творчество под контролем

На успешную гастрольную деятельность «кассового» исполнителя очень рассчитывали в Донецкой филармонии. Поэтому и неудивительно, что его творческий репертуар находился под тщательным контролем руководства этого учреждения культуры.

Так, на заседании художественного совета филармонии 12 февраля 1969 года обсуждалась программа эстрадного ансамбля с участием Валерия Ободзинского. Некоторые члены худсовета считали, что исполнитель заканчивает все свои песни несколько штамповано, на один манер. Директор филармонии Алексей Алексеевич Омельченко так и заявил: «Ободзинским не найдено чувство меры – часто повторяются все приемы во всех песнях. Например, манера петь, опустив голову, отрицательный жест и потому надоедает. В таких песнях как «Кабачок Ирэн» и в трилогии Саульского певец явно «пережимает». Излишне много мечется по сцене. Некоторые песни до меня не доходят». В качестве такой песни он привел «Пришла экзаменам пора».

Естественно, следили в филармонии и за финансовой частью его деятельности. Так в архивных документах Донецкой филармонии за 1970 год есть приказ о выговоре Валерию Ободзинскому за то, что он провел без разрешения руководства концерты. Речь идет о том, что, официально находясь в отпуске, за 40 дней в Красноярском крае дал более сотни концертов. Понятно, что прибыль от них интересовала руководство Донецкой филармонии.

Инициация в шахтеры

Жители Донбасса тепло приняли певца. Его многочисленные концерты не только в Донецке, но в и других городах области, проходили с большим успехом. Выступал Валерий Ободзинский на стадионах, в ДК, в нарядных предприятий. Приходилось ему петь и на официальных концертах. Во время торжественного концерта в честь 100-летия Донецка Валерий Владимирович должен быть исполнить песню на слова Ю.Соснина, музыку Бориса Чайковского «Тепло и свет».

Из номера газеты «Социалистический Донбасс» за 9 января 1972 года мы узнаем, что певец Ободзинский – частый гость донецких горняков. «Один из его последних концертов состоялся в нарядной шахты «Октябрьская» комбината «Донецкуголь». После концерта Валерий Ободзинский и его эстрадная группа были торжественно приняты в шахтерскую семью, зачислены в бригаду коммунистического труда, возглавляемую Виктором Мартыновым», — говорилось в небольшой заметке.

Строгий худсовет 1970 

На художественном совете Донецкой филармонии 20 апреля 1970 года снова рассматривалась программа эстрадной группы с участием Ободзинского. Представитель Укрконцерта Кардиани, специально приехавший в Донецк на просмотр, заявил, что такой визит вызван тем, что Министерство культуры УССР ставит повышенные требования к гастролируемым эстрадным коллективам. «Я знаю Ободзинского как хорошего мастера эстрады, талантливого артиста и сегодня он это подтвердил. Исходя из этого, к нему мы и предъявляем более повышенные требования. Но достаточно было бы Валерию Ободзинскому спеть только триптих Юрия Саульского (к спектаклю Театра им. Моссовета «Глазами клоуна» — Прим. автора) и «Балладу о знамени» — Фельцмана, т.к. он это делает, что-бы ему был обеспечен большой успех», — сказал он.
Представитель Укрконцерта считал, что «бросается в глаза некоторая односторонность репертуара». «В программе чрезмерно много минора. Хорошо артист сдал песню «Кабачок Ирэн», но почти такими же средствами исполняются другие песни, — а это уже плохо. Вся песня «Анжела» идет в темном свете, когда артист совсем не виден. «Два кольори» сделан просто. Но следует отметить целый ряд песен, исполняемые Ободзинским на хорошем уровне – «Неотправленное письмо», «Тирольская», — считал Кардиани.

Слово защиты

На том заседании худсовета в апреле 1970 года на защиту певца стала представитель Донецкого обкома Коммунистической партии Украины Бирченко. «Я слушала товарища Ободзинского много раз и нужно отметить, что он всегда при любой аудитории поет с полной отдачей и всегда в поведении на эстраде корректен. Его беда в том, что нет у него режиссера, который помог бый найти более интересные, разнообразные формы внешнего выражения (жесты, уход, обыгрывание и т.д.), — заявила она.
Сам Валерий Ободзинский отметил, что все сделанные замечания правильные. «С репертуаром действительно очень сложно, ведья я стараюсь петь те произведения, которые мне по своему стилю, содержанию близки. Поэтому я все время ищу новые песни и все время пополняю свой репертуар. Но у меня совершенно нет контактов с украинскими авторами и поэтому мне иногда приходится петь далеко не самые лучшие произведения украинских авторов. Я прошу представителей Укрконцерта и Министерства культуры УССР помочь мне в получении интересных произведений украинских авторов и я с большим удовольствием будут над ними работать и исполнять их», — сказал такие слова он тогда.

Театр песни

И снова обращаемся к протоколам заседаний Художественного совета Донецкой филармонии. На этот раз к материалам за 2 апреля 1971 года, когда также обсуждали концертную программу Валерия Ободзинского. Ее подготовил известный режиссер – Народный артист УССР Лев Григорьевич Силаев (1922-1993), работавший тогда режиссером Киевского театра оперетты.

Один из членов худсовета Ратнер заявил, что программой остался доволен. «Мастерство, выразительность В.Ободзинского подкупает, он хорошо чувствует музыку», — сказал он. Его поддержал еще один из членов худсовета В.Хомутов: «Согласен со всем: хороший подбор репертуара, продуманые кульминации, режиссерская работа интересна, особенно выразительно ощущаешь настроение песни «Дождь и я». Понравилось все, от начала до конца».

Естественно, не обошлось и без замечаний. Так член худсовета филармонии Руссов две первые песни назвал сыроватыми. И предложил провести эксперимент. «Давно наблюдаю за ростом этого артиста. Гражданская тематика очень хорошо прозвучала. Что если в виде эксперимента начать с последней песни (О красном знамени) и посмотреть как дальше будет идти концерт. Сделать такой эксперимент на одном из концертов. Интересно посмотреть гражданского певца В. Ободзинского», — заявил Руссов.

Пришлось тогда певцу высказать на это свою точку зрения. «Я долго готовился к этой программе. Я долго думал о том, как построить ее. Если начать с гражданской песни, получится хуже, т.к. меня знают как исполнителя в основном лирической песни. Поэтому я и решил начинать с популярных песен, знакомых слушателям. И в этом случае получается драматическое нарастание и заканчивается кульминацией – песней о красном знамени», — сказал Валерий Ободзинский.

В большинстве своем члены художественного совета высказались тогда, что эту концертную программу можно демонстрировать на любой площадке. При этом художественный руководитель Донецкой филармонии Чудновский отметил, что «солист продолжает работать над произведениями украинских авторов», назвав имя композитора Игоря Шамо (1925-1982).

В конце заседания худсовета Валерий Ободзинский выразил благодарность режиссеру. И рассказал о своей мечте, которую хотел певец реализовать у нас в Донецке. «Конечно, у нас еще недостатки, но мы старались сделать концерт интересным. Мы мечтаем создать в Донецке театр песни. Такого театра еще нет в стране, а такой театр будет пользоваться безусловным успехом», — заявил певец.

Как мы знаем из истории, так мечта певца не была осуществлена. Идея Валерия Ободзинского в Советском Союзе была реализована уже во времена горбачевской перестройки. В 1988 году была создана кооперативная фирма, которая занималась организацией культурно-массовых мероприятий, гастролей, выпуском альбомов и сувенирной продукции. И называлась эта организация «Театр песни Пугачевой»…
В Москве не забывал о Донбассе

В штате Донецкой филармонии известный певец проработал до 1972 года. В начале того года он вместе со своей эстрадной группой в составе 16 человек выехал на гастроли по городам РСФСР на 128 дней по 16 мая 1972 года. Видимо, тогда певец решил вернуться в Москву. Он подал по собственному желанию заявление на расчет по семейным обстоятельствам и был освобожден от работы в Донецкой филармонии приказом директора Ивана Бадаянца с 27 апреля 1972 года.

По всей видимости, Валерий Ободзинский сохранил добрые чувства к Донбассу. И, несмотря на то, что против него начались гонения со стороны властимущих, он еще несколько раз приезжал на гастроли в Донецкую область. Известно, что вместе с вокально-инструментальным ансамблем «Верные друзья» он был у нас в регионе с 1 по 15 апреля 1974 года и выступал на сцене нашего театра оперы и балета.

Анатолий Жаров

http://vsednr.ru/?p=19796