17 и 18 марта 2018 года в Донецкой филармонии состоится ежегодный фестиваль музыкального искусства «Джаз-форум», в котором выступят не только именитые коллективы и выдающиеся джазмены Республики, но и специальные гости из Москвы.
Донецк без преувеличения можно назвать «колыбелью» отечественного джазового движения наряду с Санкт-Петербургом и Москвой. В нашем городе проводились крупнейшие фестивали джаза, на наших концертных площадках в разное время блистали мэтры этого жанра. Донецк даже называют «Новым джазовым Орлеаном».
Наш город славен такими именами, как Станислав Лавриненко, Валерий Колесников, Владимир Денежный, Анатолий Лозовский, Александр Фаерман и многие другие… С чего же всё начиналось?
Детство
Джаз зародился в Донецке благодаря стараниям одного из музыкантов знаменитого джаз-оркестра Олега Лундстрема – Николая Ивановича Кормушина.
Стоит отметить, что руководство СССР к джазу относилось с коммунистическим холодком: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Тем не менее, существовали эстрадные оркестры, которые, по сути, играли джаз, однако в силу идеологического «пресса» именно джазовыми не назывались.
В 1949 году по указанию Сталина музыкантам оркестра Лундстрема разрешили вернуться в Советский Союз из Шанхая. До самой смерти великого вождя именитый оркестр выступал, как эстрадный коллектив Тульской филармонии. Один из музыкантов, Николай Кормушин, по пути из далёкого Шанхая «завернул» в Сталино. Где и остался. Золотая (в прямом и переносном смысле) труба Кормушина, его искусство владения этим инструментом, произвели самое серьезное впечатление на местных музыкантов. Джаз ненавязчиво завоёвывал их сердца.
В 50-х годах джазовую эстафету переняли студенческие коллективы донецких вузов. Первый джаз-бэнд появился в 1954 году в индустриальном институте (он же ДПИ, а сейчас Донецкий национальный технический университет) и назывался студенческий эстрадный оркестр. Ещё через два года студенческий эстрадный (а фактически джазовый) оркестр появился в Донецком медицинском институте. В политехническом музыкантами руководил Анатолий Чумак, в меде — Александр Фаерман (или «Ароныч» в среде музыкантов), который оставался руководителем вплоть до начала девяностых.
В институтах проводили студенческие вечера, которые были вершиной желания любого «продвинутого» молодого человека. А еще через пять лет появился третий в городе студенческий джазовый оркестр под управлением Валерия Рубана в торговом институте.
Для обхода цензуры и зоркого глаза худсовета прибегали к разного рода хитростям. На плакатах студенческих вечеров в мединституте, например, вместо Стена Кэнтона автором значился Степан Ковтун, а вместо Каунта Бэйси – Константин Бесов, вместо Г. Миллера – Ю. Саульский, В. Людвиковский или кто-либо из советских композиторов. Кое-кто догадывался об ошибках в программе, а некоторые удивлялись такой хорошей музыке, почти американской. Также в программе джазового концерта обязательно стояла «Кантата о Ленине». Поскольку худсовет музыку не слушал, а только лишь утверждал напечатанную программку концерта, джаз легально продолжал покорять Донецк.
На студенческих вечерах выступали в основном любители. На стыке 50-60-х годов профессиональные джазовые оркестры появились в фойе кинотеатров имени Тараса Шевченко, «Комсомолец» и «Победа» (театр кукол). Коллективы выступали «шведским составом» (четыре саксофона, три трубы, тромбон и ритм-группа). Кроме этого, профессиональных джазовых музыкантов можно было услышать только в ресторанах.
Отрочество
Организатором первого донецкого джаз-клуба в 1967 году и первого джаз-фестиваля в 1969 году был Виктор Дубильер. Он оставил серьёзный след в истории города и донецкого джаза.
Примечательно, что на первых порах он увлекался не музыкой, а футболом: собирал вырезки со статьями о Шахтёре, аккуратно подклеивал их в альбом. Потом основатель джаз-клуба добрался до рояля, который стоял у него дома, но учиться азам он не хотел, а сразу пытался перейти на фокстрот. Интерес быстро угас.
Как признавался сам Дубильер в одном из интервью: «Я уверен — к счастью. Сейчас уже понимаю, что музыкантом надо быть только гениальным. Просто так бренчать по клавишам – меня это не устраивало». На старом патефоне, который ему достался от отца, Дубильер стал слушать пластинки и постепенно остановился на джазе, да так и не смог «соскочить».
Первый фестиваль джаза под названием «Донбасс-100» прошел в Донецке в 1969 году и был приурочен к празднованию 100 летней годовщины со дня основания нашего города. Последующие фестивали назывались соответственно «Донбасс-101, 102…» и так далее. Некоторые западные издания опубликовали материал о «Донбасс-108». Журналисты, полагая, что в советском коммунистическом городе проводится уже 108 ежегодный фестиваль джаза, всерьёз подняли тему о том, чтобы занести наш город в Книгу рекордов Гиннесса.
Кстати говоря, курировать организацию и проведение фестиваля от горкома комсомола было поручено третьему секретарю Петру Симоненко. Бывший лидер украинских коммунистов тогда проявил себя блестяще. Говорят, что ему удалось организовать в рамках фестиваля даже показ американских фильмов — невиданная крамола по тем временам.
На фестиваль съехались лучшие джазовые музыканты из Москвы, Ленинграда, Ростова, Еревана, Риги, многих городов Украины. А самым запоминающимся номером стал концерт Донецкого джаз-оркестра под управлением Якова Хаславского.
Свою роль в развитии донецкого джазового движения сыграл сын первого секретаря обкома Донецкой области Владимира Дегтярёва, который увлекался рок-музыкой, а рок-клуб располагался в том же помещении, что и джаз. Дегтярёв-старший в силу своей широкой души, которую он полностью вкладывал в Донецк, и любви к сыну разрешил официальное рок и джаз-движение в Донецке.
Юность
С развалом Советского Союза прекратилось и проведение масштабных фестивалей, однако это не помешало Донецку стать Меккой для любителей джаза. Сюда стремились абсолютно все музыканты и коллективы, потому что именно в нашем городе считалось престижным выступить и продемонстрировать свое мастерство. К тому же, где как не здесь можно было встретить громкие имена джаза, пообщаться, обменяться опытом да и просто «оттянуться».
Поэтому с 2001 года фестивальное движение неизбежно возрождается в виде международного фестиваля ДоДж (Донецкий Джаз). Затем и оно приходит в упадок из-за того, что руководитель и организатор проекта переезжает в другой город.
В 2010 году предыдущий директор Донецкой филармонии Валерий Данилович Гуль предлагает Анатолию Максимовичу Лозовскому, известному донецкому джазмену, возродить формат международного джазового фестиваля, и на свет появляется «Джаз-Форум».
Фестиваль становится ежегодным. На него приезжают многие джазовые коллективы из Украины, России и других стран. В 2013 году на фестивале выступает сын Эллы Фицджеральд – Рэй Браун.
Донецк и сегодня продолжает сохранять звание джазовой столицы, а Донецкая государственная академическая филармония переняла эстафету в организации всех громких событий в мире этой поистине великолепной элитарной музыкальной культуры. Мы не только сохранили достижения целой плеяды талантливых и ярких музыкантов, но и всячески способствуем тому, чтобы огонь джаза разгорелся ещё больше.
В 2017 году в стенах Донецкой филармонии с успехом прошел очередной, уже восьмой по счёту, Международный фестиваль «Джаз-форум», на котором традиционно выступили лучшие джазмены и джаз-бенды не только со всей Донецкой Народной Республики, но и мира.
Музыканты филармонии на протяжении всего юбилейного 85-го концертного сезона не переставали радовать дончан и гостей города абонементной программой «Джазовые пятницы», в которой звучали лучшие композиции и джазовые стандарты популярных исполнителей.
Также в 2017 году Донецкому джаз-клубу исполнилось 50 лет! Но, как и раньше, зал филармонии был полон, в глазах музыкантов и слушателей была всё та же искра, и руки тянулись к музыкальному инструменту, чтобы извлечь любимый ритмы и мелодии…
История фестивалей «Джаз-форум»
Написано на основании материалов: В джазе только дедушки, или Несколько слов к истории донецкого джаза, Как Дубильер начинал донецкий джазовый фестиваль.