14 марта в Донецкой государственной академической филармонии состоялся концерт органной музыки «Фантазия на имя BACH». Программа посвящена выдающемуся композитору-мистику Иоганну Себастьяну Баху. Творчество Баха — космическая музыка. Загадки и тайны композитора, семейная монограмма, фантазии на тему Бах в произведениях композиторов, Концерт ля минор, токкаты, фуга, хоральные обработки И.С.Баха, произведения И.Х.Ринга, Ф. Листа, М.А.Шеббы на музыкальную монограмму имени великого композитора прозвучали на концерте в исполнении Лауреата национальных конкурсов Натальи Чесноковой и музыковеда Татьяны Кусты.
Есть композиторы-классики, музыка которых вызывает искреннее восхищение у современников и, несмотря на прошедшие века, по сей день остается неразгаданной. Каждое новое поколение тех, кто посвящен в тайны музыкального языка, пытается расшифровать символику, спрятанную за их звуковыми конструкциями. В зависимости от вкуса, моды, и социальной принадлежности музыканты и слушатели обнаруживают в них то, что наиболее близко духу данного времени. Выдающемуся композитору-мистику Иоганну Себастьяну Баху посвящена удивительная программа «Фантазии на тему BACH».
Музыка Баха – космос, мистика, неразгаданная тайна, манускрипт последующим поколениям, код и шифр, который разгадывают многие. Наталья Чеснокова и Татьяна Кусты в программе «Фантазии на тему…» постарались максимально ознакомить и приблизить музыку Баха к пониманию слушателей, выразить в звуке и слове всеобъемлющий смысл загадки и тайны под названием Бах, раскрыть значения монограммы (B-A-C-H) , религиозность и символику креста в творчестве композитора и представить произведения современников, посвященные И. С. Баху.
(B—A—C—H) — монограмма-музыкальный мотив, который представляет собой последовательность звуков b, a, c, h, которые складываются в фамилию семьи Бахов. Известен мотив благодаря Искусству фуги — одному из величайших произведений И. С. Баха, в котором был впервые использован, и в дальнейшем пользовался большой популярностью у композиторов последующих столетий. Мотив BACH является примером креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.
Если вспомнить, что, ослепнув и, предчувствуя приближение смерти, Бах продиктовал своему ученику последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным ход мысли композитора. Стоит добавить, что там, в качестве подписи присутствует монограмма Баха – Bach (эти буквы – латинское обозначение звуков: си бемоль, ля, до, си). С годами эта монограмма, растворенная во многих произведениях Мастера, приобрела значение музыкального символа, тем более что графика нотной записи фамилии b-a-c-h у многих ассоциируется с формой креста. Им за этим видится не только особая музыкальная, но и религиозная миссия всех Бахов.
В первом отделении концерта «Фантазия на тему…» прозвучали произведения И.С. Баха:
- А. Вивальди-И. С. Бах. Концерт ля-минор в трех частях
- И. С. Бах. Хоральная обработка «Возрадуйся, любимая душа»
- И. С. Бах. Токката, адажио и фуга до-мажор
Во втором отделении концерта прозвучали произведения современников, посвященные И.С. Баху:
- К. Ф. Э. Бах. Фуга на тему ВАСН
- Х. Г. Ринк. Прелюдия и фуга на тему ВАСН
- Ф. Лист. Прелюдия и фуга на тему ВАСН
- М. А. Шебба. Тангатта
- И. С. Бах. Токката и фуга ре-минор
В программе «Фантазии на тему…» Наталья Чеснокова, исполняя произведения современников, продемонстрировала и проанализировала многочисленные случаи внедрения этой монограммы в сочинения композиторов, некоторые авторы делали монограмму И. Баха генеральным мотивом новых творений. Слушатели Донецкой филармонии смогли услышать бессмертные шедевры творения И.С.Баха, а также фугу на тему Бах от К.Ф.Э. Баха, второго из пяти сыновей композитора, интересную историю написания и посвящения этого произведения. В виртуозном исполнении Натальи Чесноковой прозвучала прелюдия и фуга на тему Бах от Х.Г. Ринка и Ф. Листа, а также неожиданная «Тангатта» М.А. Шебба и долгожданная «Токката и фуга ре-минор» И.С. Баха.
Орган — инструмент сам по себе космический и мистический. Орган — глыба, мощь звукоизвлечения, масштаб воздействия. Своим мощным и богатым звуком орган соперничает с звучанием целого симфонического оркестра. В Донецкой академической филармонии особый орган -легендарный, поэтому и концерты органные — особенные. Тот, кто постиг науку мастерства игры на органе, приближен к Богу. Управлять таким инструментом, извлекая звуки — высокое искусство. Наталья Юрьевна Чеснокова виртуозно продемонстрировала это, увлекая с каждым звуком в высоту стремлений и полет мыслей и фантазий музыки И.С.Баха.
В сумерках затемненного зала, на закате и в предрассветных лучах солнца, бессмертная музыка Баха в Концертном зале филармонии звучала как магия, глубокое эмоциональное потрясение и философское осмысление. Великий И.С. Бах и Волшебница творили магию и царили на сцене. И. С. Бах считал, что каждый имеет право выбирать сопровождающую к Богу музыку, внимая строгим псалмам, Бах, тем не менее, находил краски куда более яркие и жизнелюбивые для окрашивания своих «литургических звуков». Разве удивительная земная жизнь должна противоречить загадочной жизни небесной? Разве они должны быть противопоставлены? Бах явно так не считал. Мы слышим Баха земным и неземным, простым и глубоким, осмысленным и естественным, цельным. Мистическая музыка миросозерцания … глыба. Концерт А. Шнитке в финале своей Третьей симфонии звуковую последовательность b-a-c-h «преображает в глубоко личную тему, которая приобретает значение символа Веры, Надежды, и Любви». Многие великие европейские композиторы XVIII-XX веков – от Л. Бетховена и Ф. Шуберта до А. Шнитке и Р. Щедрина включали монограмму Баха в свои опусы, отдавая этим дань уважения величайшему «музыкальному гению всех времен и народов».
«Фантазия на имя BACH» прозвучала в Донецкой академической филармонии в дань памяти Великому Человеку, творения которого будоражат и потрясают до сих пор.