ГРИБОЕДОВСКИЙ ВАЛЬС

Александр Сергеевич Грибоедов – литератор, музыкант, полиглот и выдающийся политический деятель. Благодаря его блистательному уму и природному таланту, также искусно и умело писалась история отдельных государств, как потрясающая комедия «Горе от ума» и «Грибоедовский вальс».

В воскресенье, 5 июля 2020 года, в рамках проекта «Донецкая филармония. Концерты ONLINE» состоялась онлайн-трансляция авторской литературно-музыкальной программы музыковеда Татьяны Кусты «ГРИБОЕДОВСКИЙ ВАЛЬС». Перед автором программы стояла достаточно сложная задача: ограничиваясь временными рамками рассказать о жизни человека невероятной величины. Татьяна Кусты умело вплела в свой рассказ многие биографические факты из жизни Грибоедова, невероятно богатой на перипетии.

Волшебная мелодия Вальса Ля-бемоль мажор А. С. Грибоедова в исполнении заслуженной артистки Украины Светланы Ольховиченко, вздымаясь над суетой, уносила слушателей программы в 19 век, в котором жил и творил великий талант. Масштабы одарённости Грибоедова поражают воображение: незаурядное писательское дарование и талант дипломата, знание 10 языков, умение играть на многих музыкальных инструментах… Любимым композитором Грибоедова был Вольфганг Амадей Моцарт. В исполнении Сергея Спивака (флейта) и Светланы Ольховиченко (фортепиано) прозвучала 1 часть Сонаты До мажор Моцарта, прослушав которую слушатели имели возможность представить музыкальные вкусы Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин отзывался о Грибоедове, как об одном из умнейших людей России, на что тот, улыбаясь, отвечал: «Люди – это вам не часы. Не найдётся того, кто всегда соответствует лестным эпитетам, как и не найдётся хорошей книги без внутренних противоречий». Сложно не согласиться с правдивостью этих слов!

Одарённость, сила характера, гибкость ума Грибоедова определили весь его жизненный путь. Путь непростой, но интересный: казалось, Грибоедов собрал на нём все возможные заслуги и почести. Комедия «Горе от ума» разобрана на цитаты, её актуальность и по сей день не вызывает сомнений. Тонкий юмор, присущий этому гениальному произведению, раскрывает характер самого Грибоедова: дерзкий, смелый, отважный. В программе был представлен фрагмент спектакля «Горе от ума» в постановке Малого театра, напомнивший слушателям искромётные цитаты и яркие образы героев.

В исполнении Кирилла Волженцева (баритон) под аккомпанемент Светланы Ольховиченко (фортепиано) прозвучал настоящий шедевр того времени «Чёрная шаль» (А. Н. Верстовский, А. С. Пушкин). Эмоциональный накал и трагический сюжет этого произведения настолько велик, что не вызывает сомнений в том, почему он так полюбился многочисленной публике — в особенности, когда автору произведения А. Н. Верстовскому аккомпанировал сам Грибоедов.

Большая любовь к княжне Нине Чавчавадзе составила счастье всей жизни Александра Сергеевича, которое, к сожалению, длилось недолго. Заслуженная артистка Украины Анна Братусь (сопрано) под аккомпанемент Елены Трофименко (фортепиано) и Анастасии Русановой (арфа) исполнила невероятно красивое, но, тем не менее, печальное произведение «Тута» (М. Ш. Давиташвили, А. П. Каландадзе). Грибоедов очень любил приезжать в имение Чавчавадзе в Цинандали и вообще очень любил Грузию. Прочувствовать грузинский колорит слушателям программы удалось благодаря Нане Агумаве (орган) и Елены Шагун (виолончель), в исполнении которых прозвучали грузинские народные песнопения и абхазская народная песня «Варадо» («О скале») в обработке О. В. Тактакишвили.

Жизнь Грибоедова пронеслась стремительно: он сделал так много, что для его возраста это кажется невероятным. Трагические события, в результате которых Грибоедов погиб, ещё раз показали силу характера, непреклонность и непоколебимость его убеждений – он был верен им до конца.

Не менее трагично сложилась жизнь и самой Нины Чавчавадзе: до срока разрешившись от бремени, она потеряла ребёнка, а всю оставшуюся жизнь носила траур по погибшему мужу. На надгробной плите Александра Сергеевича Грибоедова запечатлена такая надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Но для чего тебя пережила любовь моя?»

Печальный рассказ ведущей и саму программу «Грибоедовский вальс» завершил Вальс ми минор А. С. Грибоедова в исполнении Светланы Ольховиченко (фортепиано).

Авторская программа Татьяны Кусты «Грибоедовский вальс» стала настоящим подарком для слушателей: интересные биографические факты, удивительно точно подобранное музыкальное сопровождение и исполнение вновь познакомили нас с Александром Сергеевичем Грибоедовым — литератором, музыкантом, полиглотом, выдающимся политическим деятелем и обычным человеком, в котором необычно было всё.

comments powered by HyperComments