ГРОМКИЕ ИМЕНА ДОНЕЦКОГО ДЖАЗА – ВАЛЕРИЙ КОЛЕСНИКОВ

«Когда на концерте в далеком Магадане
после моего выхода на сцену
раздался крик из зала: «Колесо, давай!»,
слезы брызнули из глаз
от гордости за донецкий джаз»

В преддверии Джазового фестиваля, который пройдёт в Донецке с 16 по 18 марта, и по многочисленным просьбам общественности, мы решили рассказать про знаменитых джазменов, которые прославили Донецкий край. И, конечно же, в первую очередь стоит упомянуть легендарного трубача Донбасса – Валерия Колесникова.

koleso

Валерий Владимирович Колесников – трубач, люгельгорнист, руководитель ансамблей. Легенда советского джаза. Наиболее известный в Украине джазовый трубач, заслуженный артист Украины, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, профессор Донецкой Консерватории, профессор Ростовской консерватории, лауреат многочисленных национальных и отечественных конкурсов и фестивалей. Имя Колесникова внесено в американские и европейские джазовые энциклопедии.

Стоял у истоков основания Донецкого Джазового фестиваля («ДоДж»). Выступал на всех донецких фестивалях с 1969-го года, кроме 1999-го.

Родился 31-го июля 1945-го года в Луцке. Родители Валерия были служащими, не равнодушными к музыке, и поощряли желание сына заниматься ею. В 6-тилетнем возрасте Валера начал учиться играть на аккордеоне, позже поступил в музыкальную школу. В 1950-е годы семья Колесниковых живет в Донецке, где, по словам Валерия, «с 1957г. труба стала моим любимым и главным инструментом». Неудивительно, что именно по классу трубы он в 1960-м году поступает в Донецкое музыкальное училище, которое заканчивает в 1964-м. Правда, обучение Валерия нельзя назвать безпроблемным: с третьего курса его отчислили исполнение джаза. Через месяц он восстановился, но для этого Колесникову пришлось выучить концерт Генделя для гобоя.


Несмотря на подобные инциденты, Валерию удавалось играть в училищном биг-бенде. В армии он оказался в духовом оркестре при ансамбле песни и пляски. Эта деятельность, по сути, и была его первым опытом профессиональной работы.

С 1965-го года Колесников начинает выступать как джазовый музыкант. И когда в 1967 году, после знаменитого Таллинского фестиваля, в Донецке с подачи Виктора Дубильера образовался свой городской джаз-клуб «Донбасс-67», то Колесников стал его основным солистом. В 1969 году Колесников был последовательно назван лауреатом сразу трех джаз-фестивалей — в Донецке, Воронеже и Куйбышеве (Самаре). В том же 1969-м Валерий поступил в Донецкий музыкально-педагогический институт (позже институт искусств), который успешно окончил в 1974г. Хотя за границу его тогда не выпускали, как и большинство советских граждан, на Пражском конкурсе молодых джазовых музыкантов соцстранв 1971-м году ему было присвоено звание лауреата на основании записей произведений в его исполнении, присланных в оргкомитет.

Постепенно Валерий установил творческие контакты с музыкантами Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, в 1977-1985 постоянно играл в составе «Золотые годы джаза», в 1983-1985 – в ансамбле московского саксофониста Валерия Кацнельсона. Как солист выступал на европейских фестивалях.

В 1989-м возглавил диксиленд, созданный на базе донецкого музыкального училища. Блестящий представитель традиционного джаза (диксиленд, свинг) и бибопа. Самые известные композиции – «Неудачная прогулка», «Каникулы Бонифация», «Сорок дней», «Традиционный блюз». В разное время он играл с такими известными джазовыми музыкантами СНГ, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Алексей Кузнецов, Анатолий Бабий.

Все последующие годы Колесников был активным участником многих джаз-фестивалей бывшего СССР, играя в качестве сессионного музыканта — «блуждающей звезды» — со своими или местными, большими или малыми составами. Его всюду охотно приглашали — от Риги до Новосибирска, от Апатитов до Тбилиси, он часто выступал в Москве и везде пользовался всеобщим вниманием и уважением благодаря своему таланту. Кроме высокопрофессионального владения трубой, Колесников играет на рояле и гитаре, а своими фаворитами считает в первую очередь Джона Колтрейна и, конечно, трубачей Кларка Терри, Чета Бейкера, Вуди Шоу и Ли Моргана. Правда, в 1980-х по его игре было весьма заметно, что его эталоном в значительной степени тогда являлся и Фредди Хаббард, ныне же это скорее Артуро Сандоваль.

Колесников выступал на фестивале 100-летия Утесова (Одесса, 1995), на концертах 60-летия 1233295400_kolesnikov_v (1)Кима Назаретова (Ростов, 1996). После окончания перестройки Валерий побывал за границей — на фестивале традиционной музыки в Голландии (1990) и в немецком городе Энгельштадте (ФРГ, 1990), где встречался с Майлзом Дэйвисом. Естественно, там он присутствовал не только как гость, но и как музыкант-участник. Он также выступал на Неделе советского джаза в Базеле (Швейцария, 1991) и на всемирно известном ежегодном фестивале диксилендов в Дрездене (Германия, 1996).

У себя дома, в Донецке, Колесников всегда руководил коллективами: от трио до секстета, управлял молодежным диксилендовым составом при консерватории Донецка, сохраняя, таким образом, верность мейнстриму, а также занимался педагогической деятельностью — преподавал на духовом и джазовом отделениях по классу трубы в музыкальных институтах Донецка и Ростова.

Источник: http://donbass.name/323-kolesnikov-valerijj-vladimirovich.html

 

КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА ДЖАЗ-ФОРУМ

ЧИТАТЬ ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМ ДОНЕЦКИМ ДЖАЗМЕНОМ АНАТОЛИЕМ ЛОЗОВСКИМ

comments powered by HyperComments