И ВЕЧНАЯ ВЕСНА

23 АПРЕЛЯ В ДОНЕЦКЕ ОТЗВУЧАЛИ ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА», ПОСВЯЩЁННОГО 127-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАШЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЗЕМЛЯКА. НА ГОСТЕПРИИМНОЙ СЦЕНЕ ДОНЕЦКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, КРОМЕ ВЕДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ И КОЛЛЕКТИВОВ ДНР, ВЫСТУПИЛИ И ГОСТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕКСИКИ И ФРАНЦИИ. ОНИ ИСПОЛНЯЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА, А ТАКЖЕ БАХА, БЕТХОВЕНА, БРАМСА, ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ.

Нынешний фестиваль был юбилейным, двадцатым. Сейчас, спустя 37 лет после первого фестиваля «Прокофьевская весна», трудно узнать, кому первому принадлежала идея его создания. Но она давно бередила умы и сердца многих музыкантов, и, в первую очередь, коллектив Донецкой областной филармонии.

Ставшие к тому времени традиционными благотворительные концерты на родине Прокофьева плавно перешли в трехгодичный цикл симфонических вечеров под названием «Прокофьев и время». Но самой крупной акцией стали фестивали «Прокофьевская весна».

Об истории фестиваля, о коллективе, где он появился, рассказывает в одной из глав своей книги «Дорога к Прокофьеву» журналист и писатель, бывший начальник Донецкого областного управления культуры Виктор Федорович Вовенко. Предлагаем отрывок из неё.

Все страны в гости к нам

Еще в начале 1981 года, накануне 90-летия со дня рождения композитора, директор Донецкой филармонии Иван Петрович Бадаянц и художественный руководитель Рюрик Николаевич Литвицкий предложили посвятить предстоящему юбилею музыкальный праздник в областном центре и, безусловно, на родине С. С. Прокофьева.

В начале фестиваль задумывался, как областной и ставил задачей привлечь внимание жителей Донецкого края к творчеству великого земляка. Но вскоре о нём узнали далеко за пределами Донбасса, и фестивали год от года становились всё более интересными.

Идею дончан поддержал главный режиссер фестивалей и концертных программ Укрконцерта Борис Шарварко, рамки фестиваля значительно расширились, он обрёл статус международного и стал настоящим праздником музыки в многонациональном Донбассе.

Большой честью выступить на родине Прокофьева для себя считают самые известные музыкальные коллективы и исполнители из многих стран мира. Своё мастерство гостеприимной и взыскательной донецкой публике показывали лучшие симфонические и камерные оркестры и ансамбли России, Белоруссии, Молдовы, Великобритании, Германии, Италии, Китая, Польши, Финляндии, Франции, США, других стран, на этих концертах побывали более 250 тысяч слушателей.

Примечательно, что в рамках фестиваля «Прокофьевская весна», кроме выступлений симфонических оркестров и солистов, проводятся органные концерты, звучит музыка разных жанров: классическая, фольклорная, джаз. Это и произведения минувших лет и столетий, и современная — камерная, симфоническая, хоровая, инструментальная – причем некоторые произведения исполнялись в Донбассе впервые.

С интересными программами в Донецке побывали крупнейшие московские коллективы — Камерный хор под управлением Владимира Минина, Государственный академический хор им. А. В. Свешникова, Академическая капелла им. А. А. Юрлова, Камерный хор Московской консерватории Бориса Павлина, Камерный хор Московской филармонии «Московия» Эдуарда Грача, «Виртуозы Москвы» Юрия Башмета, оркестр народных инструментов Николая Некрасова, Ансамбль песни и пляски Управления МВД России, Академический большой хор Российского Гостелерадио под управлением народной артистки СССР Людмилы Ермаковой, а также Санкт-Петербургская хоровая капелла Владислава Чернушенко, Ростовские камерный хор Юрия Васильева и ансамбль песни и танца, Государственный академический Кубанский казачий хор Виктора Захарченко.

В разные годы в фестивале участвовали Камерный хор им. Лятошинского, Государственный академический хор им. Верёвки, Ансамбль песни и пляски им. Вирского, хоровая капелла «Думка», Камерный оркестр Мирослава Скорика, Камерный хор «Крещатик», Театр песни «Славия», Государственный камерный ансамбль «Киевские солисты» Богодара Которовича.

Гостями дончан были также ансамбли народной музыки и песни Белоруссии, как «Траецкія музыкі» и вокально-хореографический «Белы птах», Ансамбль народной музыки и танца Республики Молдова «Флуераш», музыкальная группа из Тулузы Prіsca (Франция), финский ансамбль «Тамперские солисты», ансамбль классической и современной музыки из американского города Питтсбурга Hittsburgh Piano Trio.

А с всемирно известным дирижёром и солистом, профессором Айра Сполдингом (Нью-Йорк) и Государственным камерным хором Республики Беларусь под руководством Наталии Михайловой донецкий ансамбль «Септет-джаз» под управлением Александра Куслина представил на фестивале новый международный проект «Негритянский спиричуэлс и джаз».

Здесь блистали прославленные виртуозы — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, его сын и внук. В концертах «Прокофьевской весны» выступали всемирно известные исполнители — такие, как Владимир Крайнев, Михаил Воскресенский, Евгений Малинин, Николай Петров, Татьяна Николаева, Галина Писаренко, Николай Кондратюк, Наум Штаркман, а также актёры и музыковеды Станислав Бэлза, Светлана Виноградова, Жанна Дозорцева, Светлана Захарова, Михаил Козаков, Василий Лановой, Сергей Юрский.

И это далеко не полный перечень коллективов и имён тех, кто принимал участие в фестивальных программах. Большую работу, связанную с изучением прокофьевской музыки, эпистолярного наследия композитора, провёл за эти годы коллектив ныне Донецкой государственной академической филармонии.

Концертному залу филармонии было присвоено имя С. С. Прокофьева, а его ведущие коллективы — Академический симфонический оркестр, камерный оркестр «Виола» и ансамбль солистов «Мелодия», постоянные участники фестиваля и неутомимые пропагандисты музыки нашего великого земляка, — удостоены премии им. Сергея Прокофьева.

Ныне академический симфонический оркестр из Донецка хорошо известен любителям музыки Европы и мира, он успешно гастролировал в Беларуси, Армении, Нидерландах, Испании, Италии, Корее, Сирии, Франции.

Из трубачей бригады Котовского – в дирижеры

В 1998 году коллективу присвоено имя любимого композитора, ещё раньше он был удостоен звания лауреата премий имени С. С. Прокофьева, имени Артёма и ряда других премий, дипломанта Всесоюзного смотра-конкурса, оркестр носит почетное звание академического.

Его создал и возглавил в начале 30-х годов прошлого века бывший трубач бригады Котовского, талантливейший музыкант и организатор Натан Рахлин. Коллектив быстро стал известным не только в Донбассе, но и во всей стране. Его концерты привлекали свежестью трактовок, захватывающей динамикой исполнения. И не случайно Рахлину вскоре поручают организовать Государственный симфонический оркестр УССР. А в годы Великой Отечественной войны – Академический оркестр СССР.

На первом Всесоюзном конкурсе дирижёров Натан Григорьевич стал лауреатом. Одним из любимых его композиторов был Сергей Прокофьев, произведения которого он исполнял с особым вдохновением.

Возродившийся, по сути, из пепла, симфонический оркестр после войны пополнился не только музыкантами-фронтовиками, но и талантливыми выпускниками музыкальных училищ и консерваторий страны. За его пультом стояли выдающиеся дирижёры — такие, как С. Фельдман, К. Симеонов, С. Турчак, К. Иванов, В. Гнедаш, К. Кондрашин, И. Гамкало, композиторы И. Дунаевский, К. Данькевич, Б. Лятошинский, А. Хачатурян, многие другие. За самой же филармонией прочно утвердилось звание одной из ведущих концертных организаций Советского Союза.

Руководство области всегда уделяло деятельности филармонии большое внимание. Уже в феврале 1944 года, спустя пять месяцев после освобождения Донбасса от нацистских оккупантов, Сталинской облисполком принимает специальное постановление о восстановлении здания филармонии.

В составе областной филармонии, кроме Донецкой госэстрады, предусматривалось воссоздание симфонического оркестра, ансамблей песни и пляски и бандуристов, оркестра народных инструментов, октета, квартета, теаджаза, группы солистов и даже стационарного театра. Было также выделено два рояля и два пианино, а в Доме госучреждений решили, в первую очередь, восстановить концертный зал, где бы выступали артисты.

Прошли ещё годы, прежде чем эти коллективы были созданы, ведь многие музыканты, певцы и танцоры, работавшие здесь до войны, не вернулись с фронта, кто-то уехал в эвакуацию. А других в разрушенном Донбассе найти было непросто.

И все же в 1945 году с первыми концертами в области начал выступать Украинский ансамбль песни и пляски, в начале 1949 года любителей музыки порадовал симфонический оркестр, появились группы музыкального лектория, за многие десятилетия побывавшие с лекциями-концертами во всех уголках области: в шахтёрских нарядных и общежитиях, заводских красных уголках и сельских клубах, вузах и школах.

Именно благодаря артистам и лекторам-музыковедам филармонии тысячи наших земляков смогли приобщиться к прекрасному миру музыки. Кроме постоянно действующего музыкального лектория и на стационаре в концертном зале филармонии было создано несколько его филиалов – в Донецком индустриальном институте, в Макеевке, Ясиноватой и других городах.

И все они играли произведения нашего земляка. Через всю жизнь пронёс любовь к музыке Прокофьева, в частности, первый послевоенный дирижёр оркестра Соломон Фельдман. Кантата «Александр Невский», 1-я, 5-я и 6-я симфонии, 3-й концерт для фортепиано с оркестром, «Русская увертюра» и другие сочинения композитора были особенно любимы Соломоном Семеновичем и звучали часто не только в Донецке, но и в Днепропетровске, Самаре, Москве, где оркестр выступал с концертами.

По словам очевидцев, он всегда с особенным трепетом готовился к датам, связанным с жизнью Сергея Сергеевича, тщательно подбирал репертуар, дирижировал вдохновенно. Это же можно сказать и о тех, кто приходил ему на смену. В частности, о Павле Кравченко, Сергее Ферулеве, Валентине Куржеве, Владимире Агафонове, Александре Долинском.

В филармонии работали и выступали также известные эстрадные исполнители, как Тамара Миансарова и Валерий Ободзинский, Клавдия Шульженко и Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков и София Ротару, Дмитрий Гнатюк и Алла Пугачёва, Алина Коробко и Раиса Кузнецова, Виталий Маслий и Леонид Клыков, сотни других известных исполнителей.

С её сцены звучали голоса Елены Образцовой, Анатолия Соловьяненко, Дмитрия Хворостовского, Бориса Штоколова и ещё целой плеяды легенд оперного искусства. Выступал и Мстислав Ростропович – накануне Великой Отечественной войны симфонический оркестр филармонии гастролировал на Славкурорте, там 14-летний виолончелист сыграл с оркестром концерт Сен-Санса. Став прославленным музыкантом, Мстислав Леопольдович часто играл в своих концертах произведения Сергея Прокофьева, дружил с композитором.

Яркий, неповторимый след в истории филармонии оставили талантливые руководители коллектива Иван Бадаянц и Валерий Гуль. Они умели находить и поддерживать талантливых исполнителей, создавали благоприятную обстановку для расцвета каждого, снискали заслуженный авторитет и по праву заслужили благодарную память о себе.

На фронт – всем ансамблем

У истоков еще одного коллектива филармонии, Украинского ансамбля песни и танца, тоже созданного в 1930-е годы, стояли супруги Чернышёвы – выпускница Ленинградского хореографического училища, будущая народная артистка СССР Лидия Чернышёва и ее муж, недавний директор музыкально-драматического театра им. Артема.

Война застала ансамбль на гастролях в Средней Азии. Возвратившись в Сталино, почти 70 артистов из 100 отправились на фронт, ансамбль выступал перед бойцами и командирами. В последующие годы Лидия Демьяновна Чернышёва руководила Государственным ансамблем песни и танца Украинской ССР, Ансамблем песни и танца Казахской ССР, в Крыму создала ныне прославленный вокально-хореографический ансамбль «Таврия», которому в 2009 году присвоили имя его основательницы.

Во время боевых действий от вражеского обстрела погибли артисты И. Власов и А. Целютин, были ранены А. Горшенин, В. Землянов и М. Науменко, но коллектив продолжал работу, многие артисты были удостоены боевых наград.

Вначале ансамбль Лидии Чернышёвой (а она являлась бессменным художественным руководителем и режиссёром), был прикомандирован к Южному, впоследствии — к 1-му Украинскому фронту. Он прошел дорогами войны более 80 тысяч километров и дал 2 850 концертов, причём последние проходили в только что освобожденной Праге и сопровождались небывалыми аншлагами и восторженными рецензиями в газетах.

Именно тогда, в мае 1945-го, действовавшая в Праге граммофонная фирма ESTA пригласила артистов ансамбля в свою студию и записала в их исполнении целый ряд песен и музыкальных номеров, в том числе — знаменитые «Песню о Днепре», «Смуглянку», «Тёмную ночь», «Гуцулку Ксеню» и другие. Все средства, полученные в качестве гонорара, артисты передали в фонд помощи чехословацким детям-сиротам.

Газета «Донецкое время», 3 мая 2018, № 17 (133)