Фестиваль органной музыки «Донецкая осень» пересёк свой экватор — 19 октября, в субботу, состоялся концерт лауреата международных конкурсов, члена Союза композиторов России, преподавателя Московской консерватории Алексея ШМИТОВА. Донецким меломанам представилась возможность услышать программу «Музыка соборов Европы».
Один талантливый человек, один грандиозный инструмент и музыкальные шедевры европейских композиторов – вот рецепт невероятного вечера органной музыки, всколыхнувшего в душе широкий спектр эмоций. Первое отделение началось с произведений И. С. Баха. Звучали Прелюдия и фуга соль мажор, Ария из Сюиты ре мажор и Шутка из Сюиты си минор. Фуга считается самой сложной формой в музыке полифонического склада. По мнению многих специалистов именно баховские фуги являются высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства. Алексею Шмитову удалось в полной мере передать богатство художественной формы, эмоциональность и образность произведений великого органиста. Прекрасное начало концерта!
В следующей части программы звучали произведения Мендельсона — Тема с вариациями ре мажор и Аллегро ре минор. В лучших традициях немецкого композитора в прозвучавших опусах отразилась упорядоченность форм, ясность образов. Будучи одним из представителей романтизма, Мендельсон склонен к поэтике. При этом композитор стремился оперировать понятными выразительными приёмами. Выбранные Алексеем Шмитовым произведения Феликса Мендельсона проникнуты лиризмом и образностью, приобретающими особую выразительность в органном звучании.
Завершением первого отделения стали Прелюдия и фуга соль минор Г. Катуара и «Размышление» Т. Бубека. И Георгия Львовича Катуара и Теодора Бубека можно назвать и европейскими, и русскими композиторами.
Имея французские корни, Георгий Катуар большую часть своей жизни провёл в России. Обучался у многих именитых музыкантов: Карла Клиндворта, Филиппа Рюфера, Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова. Влияние европейских и русских течений нашли отражение в его произведениях в равной степени. Тонкая и проникновенная лиричность, страстная патетика, утончённая гармония, структурированность – всё это очень сильно воздействует на слушателя.
Теодор Бубек родился в немецкой музыкальной семье. Первые музыкальные шаги делал под руководством отца — музыкального педагога и дирижёра Кристофа Фридриха Бубека. Учился в консерватории в Штутгарте, затем окончил Московскую консерваторию сначала по классу органа у Л. И. Беттинга, а затем по композиции у Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова. В произведениях Бубека отразилось влияние русской и немецкой музыкальных школ. Графичное, философское «Размышление» завершило первое отделение программы «Музыка соборов Европы».
Донецкая публика не осталась равнодушной к подаче Алексея Шмитова и глубине исполненных музыкальных произведений. Эмоциональный накал в зрительном зале выразился криками «Браво!» и шквалом аплодисментов.
Второе отделение открылось музыкой Видора. Алексей Шмитов исполнил «Три новые пьесы» — «Классика вчера», «Мистика», «Классика сегодня». Реформа органостроительства, произведённая органным мастером Аристидом Кавайе-Колем, значительно расширила диапазон и выразительные возможности инструмента. Шарль-Мари Видор в своих произведениях максимально использовал эти новые возможности. Его монументальные творения впечатляют масштабностью, богатством стилистических приёмов и красотой образов.
Завершением вечера стала «Симфония-пассион» Марселя Дюпре — одного из ярчайших органистов ХХ века. Четыре части произведения были целиком сымпровизированы органистом на инаугурации самого большого в мире 6-ти мануального органа, который находится в американском торговом центре «Wanamaker». Части симфонии носят названия: «Мир в ожидании Спасителя», «Рождество», «Распятие» и «Воскресение». «Симфония-пассион» считается одним из самых значительных произведений органной музыки ХХ века. По силе эмоционального воздействия она не уступает многим великим творениям композиторов эпохи барокко. Маэстро Шмитов своей игрой заставил каждого присутствующего в зале прочувствовать глубинную суть каждой части произведения.
Восторженные слушатели с искренней благодарностью осыпали исполнителя бурными овациями. Алексей Шмитов подарил донецкой публике изысканное эстетическое наслаждение. Неординарная программа «Музыка соборов Европы» стала яркой страницей фестиваля «Донецкая осень» и надолго запомнится всем слушателям своей многогранностью, красотой и силой эмоционального воздействия.
А 25 октября фестиваль «Донецкая осень» завершится программой «Вершины органного искусства», которую представит органистка из Швеции Татьяна Гамарь. Не пропустите это интересное музыкальное событие!
Ждём вас на наших концертах!