Музыка звёздной ночи

23 февраля в Концертном зале Донецкой филармонии Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижёра Владимира Заводиленко представил  программу «Музыка звёздной ночи». Премьера прошла с аншлагом.

Праздничный, романтический вечер под  музыку звёздной ночи смогли провести все желающие. В исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижёра Владимира Заводиленко прозвучали произведения классики: «Маленькая ночная серенада» (В. А. Моцарта), «Вальпургиева ночь» (Ш. Гуно), сюита «Сон в летнюю ночь», Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш (Ф. Мендельсона) , «Ночь в Мадриде» (М. И. Глинки), «Ночь на Лысой горе» (М. П. Мусоргского).

Музыка, которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические композиции.«Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта — миниатюрный камерный шедевр. Кажется, что она способна неуловимо прозвучать и раствориться в эфире. Мимолетная и легкая как вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением. Кому была написана и посвящена «Маленькая ночная серенада» так и останется загадкой В. А. Моцарта. Но в этот праздничный день в исполнении Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева она прозвучала для всех слушателей Концертного зала Донецкой филармонии.

М.И. Глинка был первым русским композитором, побывавшим в Испании. Он изучал культуру, нравы, язык, записывал мелодии народных певцов и гитаристов, наблюдал национальные празднества. Колоритное и восторженное «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» М. И. Глинки, в котором воспроизведены картины жизни испанского народа, прозвучало в исполнении симфонического оркестра, темпераментно увлекая в путешествие по жаркой Испании.

Никого не смогло оставить равнодушным произведение М. П. Мусоргского – «Ночь на Лысой горе». В 1860 году внимание молодого Мусоргского привлекла драма его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков.  Он собирался написать вокально-сценическую композицию, в которой участвовали бы солисты, хор и оркестр, и даже начал «набрасывать Хор ведьм». Однако замысел был надолго отложен… Лишь через 7 лет композитор вернулся к нему, но уже в другом — чисто оркестровом варианте. В течение двенадцати дней 1867 года была написана набело партитура. На ее последней странице значилось:«Задумана в 1866 году».

Перу Мендельсона принадлежат 10 увертюр. Он обращался к этому жанру на протяжении всего творческого пути, написав первую в 15 лет, а последнюю — за три года до смерти. Летом 1826 года 17-летний Мендельсон жил на окраине Берлина, вдали от городского шума, почти в сельской местности. Отцовский дом был окружен огромным тенистым садом, и юноша проводил в нем целые дни, зачитываясь только что переведенными на немецкий язык произведениями Уильяма Шекспира. Особенно привлекали его комедии, неотразимое впечатление произвел «Сон в летнюю ночь».

Относящаяся к раннему периоду творчества великого английского драматурга, комедия пронизана редким для Шекспира сказочным колоритом, поэзией светлых юношеских чувств. Она отличается оригинальностью сюжета, сочетающего несколько самостоятельных линий. Летняя ночь — это ночь на Ивана Купалу, когда, по народным поверьям, человеку открывается фантастической мир: заколдованный лес, населенный воздушными эльфами и феями. Главную прелесть для юного музыканта составляла волшебная сторона комедии Шекспира, творческую фантазию будил окружавший его поэтический мир природы, так живо напоминавший созданный Шекспиром мир сказочный. Работа над увертюрой шла быстро: в письме от 7 июня 1826 года Мендельсон пишет о намерении сочинить увертюру, а через месяц рукопись уже готова. По словам Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, — состоявшийся мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». «Сон в летнюю ночь» открывает период зрелости композитора.

Шарль Гуно — ярчайший представитель романтической эпохи. Реформаторская деятельность в области оперного жанра сделала композитора знаковой фигурой в музыкальной культуре XIX века. Являясь одним из создателей жанра французской лирической оперы, Гуно вырабатывает свое эстетическое кредо, «выступая за единство красоты и правды, за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать каждую человеческую душу» и наделяет своих героев «одной общей душой: своей собственной», тем самым, внеся во французский оперный театр черты лирической исповедальности. Критики ждали «оперной философии», а появилась оперная лирика, из-за которой так шумно и с негодованием укоряли Гуно маститые современники, указывая на «легковесность», «сентиментальность» и прочие недостатки в интерпретации. Триумфом торжества волшебной музыки звёздной ночи прозвучала «Вальпургиева ночь» Шарля Гуно.
О судьбах композиторов и истории написания прозвучавших произведений рассказала слушателям музыковед Тамара Соловьева.

Волшебная музыка великих композиторов, наполненная лучезарным светом любви и целой гаммой чувств, всеми красками выплеснулась в пространство, превратившись в живописную картину, созданную и исполненную Академическим симфоническим оркестром им. С. С. Прокофьева под управлением главного дирижёра Владимира Заводиленко. Восторженные возгласы и овации не смолкали.

comments powered by HyperComments