На сцене Донецкой филармонии отметили юбилей Королевы джаза

Сильными джазовыми традициями Донецк славится уже много лет. Еще в советские времена, когда молодежи внушали: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь», в столице шахтерского края появился джаз-клуб, отметивший весной этого года свой полувековой юбилей, и проходили музыкальные фестивали, слава о которых гремела и в Европе, и за океаном. За эти годы в Донецке выросло несколько поколений джазовых музыкантов высокого уровня, для которых многое значат имена тех, кто стоял у истоков развития этого интересного и многогранного музыкального направления. И неудивительно, что в донецкой филармонии не прошли мимо такой значимой даты, как столетний юбилей со дня рождения королевы джаза, американской певицы Эллы Фитцджеральд, чье имя на слуху даже у тех, кто не является поклонником и знатоком джаза.

8 сентября на сцене концертного зала им. Прокофьева состоялся концерт, посвященный столетию любимой многими певицы. Посетить его истинным ценителям солнечной музыки, дарящей прекрасное настроение даже в самый пасмурный день, не помешал разразившийся в Донецке ливень. Зал был полон. Зрители с восхищением аплодировали мастерству музыкантов известного донецкого коллектива СЕПТЕТ-ДЖАЗ под управлением Александра Куслина и встречали овациями каждую песню из репертуара Эллы Фитцджеральд в исполнении очаровательной Алисы Черкасовой, неустанно совершенствующей свою вокальную технику. Несмотря на юные годы, певица способна зрело подавать самые сложные произведения. Диапазон ее голоса широк, а богатый тембр порой напоминает негритянский. Но в  этот вечер Алиса даже не пыталась походить на первую леди джаза, как называли Эллу Фитцджеральд. Она пела сердцем, пела в своей манере, вызывая взрыв аплодисментов потрясающими импровизациями.

Концерт пролетел незаметно. Казалось, что он начался совсем недавно, но уже прозвучали последние аккорды финальной композиции. Зрители долго аплодировали стоя. Зал покидали в приподнятом настроении. Мне захотелось пообщаться не с артистами, а с теми, кто сегодня сидел в зале. Останавливаю пожилую женщину:

— Добрый вечер! Скажите, почему вы сегодня пришли на концерт?

— Добрый вечер! Я даже не пришла, а приехала, из Макеевки. Меня зовут Вера Анатольевна, мне 67 лет. Этот концерт для меня – возможность вернуться в годы юности, когда мы переписывали друг у друга на магнитофонные бобины записи таких знаменитых музыкантов, как Луи Армстронг, Каунт Бэйси, Оскар Питерсон и, конечно же, неподражаемая Элла Фитцджеральд. Ее музыка раскрашивала яркими красками наши серые будни, давала огромный заряд позитива, оптимизма.

— А что вы знаете из биографии вашей любимой певицы?

— Я знаю, что жизнь Эллы была не простой. Она сама себя сделала, сумев стать мировой знаменитостью, поднявшись чуть ли не с самого дна. Она родилась в штате Виргиния. Отец был ирландец, мать – темнокожая афроамериканка. Они разошлись, когда девочке не было и месяца. Мать увезла малышку в Нью-Йорк, где снова вышла замуж за эмигранта из Португалии и вскоре у Эллы родилась сестра Фрэнсис.

В 14 лет девочка лишилась матери, умершей от сердечного приступа. Сначала она не поладила с отчимом и ее забрала к себе тётя. Потом  девушка попала в приют, откуда не раз убегала. Некоторое время Элла даже была бездомной.

Впервые она заявила о себе, одержав победу на конкурсе в Гарлемском театре «Аполло».

Дальше мне на глаза попадется престарелый мужчина интеллигентного вида, тоже расположенный к беседе:

— Скажите, что значит для вас певица Элла Фитцджеральд?

— О, очень многое. Ее музыка стала тем мостом, который связал меня с моей супругой. Мы познакомились на вечере у общих друзей, где собирались и тайком слушали джаз. Когда я впервые увидел свою будущую жену, звучала именно песня в исполнении Эллы, первой леди джаза, королевы джаза. В прошлом году мы отметили золотую свадьбу. К сожалению, супруга не смогла придти на этот концерт, так как недавно пережила инсульт и сейчас проходит реабилитацию. Но она настояла, чтобы юбилей нашей любимой певицы я отметил в зале донецкой филармонии.

— А что вы знаете о биографии Эллы Фитцджеральд?

— Она прожила достаточно долгую и интересную жизнь, длинной в 79 лет. У Эллы было не просто великолепное меццо-сопрано диапазоном в три октавы, она умела импровизировать, как никто другой и была мастером скэта, без чего джазовый вокал просто немыслим. За более полвека творческой карьеры, Королева джаза выпустила 90 альбомов, как сольных, так и записанных в сотрудничестве с такими звездами, как Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Куинси Джонс. Для нее с гордость писали композиторы Коул Портер, Антонио Карлос Жобин, Ирвинг Берлин и поэты-песенники Джон Мёрсер, Айра Гершвин. Элла Фитцджеральд 13 раз получала престижную премию «Грэмми».

Что касается ее личности, то она формировалась в скромной многоэтажке Нью-Йорка, в съемной комнате, где она жила с матерью, отчимом и младшей сестрой. Как все дети, росшие в негритянских кварталах, Элла любила музыку, танцы, кино и спорт. Первые вокальные упражнения она делала, когда разучивала песни с пластинок, на слух. Любимой певицей девочки была неподражаемая Конни Босуэлл, от которой она переняла манеру исполнения. Элла осталась сиротой в 14 лет. Прошла через приют, интернат, улицу. В 17 она одержала победу на конкурсе в театре «Аполло» и получила приз в 25 долларов и недельный ангажемент.

В 1935-м она выступала с биг-бэндом Тайни Брэдшоу в Гарлемском театре оперы. Сотрудничала со знаменитым певцом Чарли Линтоном. Позже она выступала с оркестром Чика Уэбба. В 1939-м, после его смерти, Элла стала руководить биг-бэндом. Сольную карьеру она начала в 1942 году.

В последние годы жизни Элла страдала от сахарного диабета и в 1993-м ей даже пришлось ампутировать обе ноги. Последние три года жизни она передвигалась по дому на инвалидной коляске. Рядом был приемный сын Рэй и внучка Элис.

— О личной жизни дивы вы что-нибудь знаете?

— Официально Элла дважды выходила замуж. Первый раз – в 1941 году. Выбор молодой певицы был неудачен. Ее возлюбленный Бенни Корнеги был торговцем наркотиками. Брак распался через два года. Второй раз Элла пошла под венец с контрабасистом Рэем  Брауном. Пара усыновила племянника певицы, сына ее сестры Фрэнсис. Мальчика назвали Рэй Браун-младший.  Со вторым мужем певица рассталась в 1953 году. Но их творческое сотрудничество продолжалось.

Решаю расспросить о юбилярше и молодых зрителей. Парень с футляром от скрипки и сопровождающая его девушка показались походящими:

— Ребята, вы поклонники творчества Эллы Фитцджеральд?

— Алексей.: Я думаю, что не поклонников на этом концерте нет. Я рос в семье, где родители любят рок-музыку, а бабушка и дедушка – заядлые поклонники джаза. Так случилось, что эта музыка мне понравилась больше. Хотя я слушаю и классику, и популярную музыку. Сейчас заканчиваю музыкальную школу по классу скрипки, играю и на фортепиано. Планирую поступать в музыкальное училище именно по классу фортепиано, чтобы стать джазовым пианистом. На концерт пришел еще и потому, что стараюсь не пропускать ни одного выступления СЕПТЕТ-ДЖАЗА под управлением Александра Куслина. Очень люблю этот высокопрофессиональный коллектив.

Алина.: Я не поклонница джаза, но творчество Эллы Фитцджеральд знаю. Я считаю, что любой грамотный человек должен иметь понятие о таких выдающихся музыкантах, как Элла Фитцджеральд или Луи Армстронг. Не знать их и не интересоваться их творчеством, это все-равно, что не иметь понятия, кто такой Верди, если речь зайдет об опере. Мне понравился сегодняшний концерт и в дальнейшем я постараюсь не пропускать мероприятия такого направления в нашей филармонии.

Добавить к этому нечего. Разве что, слова огромной благодарности коллективу Донецкой филармонии и музыкантам, подарившим этот вечер.

Источник: http://delovoydonbass.ru/~kBGnX