Нескучная классика

24 марта в 12:00 в Донецкой филармонии состоялся дневной концерт для всей семьи. «Донбасс-Квартет» подарил программу «Нескучная классика».

В исполнении коллектива «Донбасс-Квартет» (руководитель — заслуженный артист Украины Владимир Гамарь) при участии заслуженной артистки Украины Анны Братусь (сопрано) и дипломанта международных конкурсов Елены Трофименко (фортепиано) прозвучал «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

«Детский альбом» слушателям подарили, виртуозно озвучив каждое произведение Петра Ильича Чайковского, талантливые музыканты «Донбасс-Квартета»: заслуженный артист Украины Владимир Гамарь (1-я скрипка), Лада Малафий (2-я скрипка), Жанна Пронина (альт), Станислав Слуцкий (виолончель).

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. И это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

Петр Ильич хотел сочинить цикл простых пьес, которые смогли бы свободно исполнять дети. К мысли сочинить подобное произведение Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их,рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы. Написан «Детский альбом» был быстро и с удовольствием.

Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием сборника детских пьес, могли быть очень яркие впечатления от услышанной песни уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской» песни мальчиком-певцом, звучавшей в его интерпретации не так трагично, как в оригинале. Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии. Несмотря на то, что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты. Что и продемонстрировал «Донбасс-Квартет», представив во всей красоте музыку Петра Ильича Чайковского. Об истории создания «Детского альбома», о каждом произведении интересно и увлекательно рассказала музыковед Тамара Соловьёва.

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.

Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня. «Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.

Все вокальные партии «Детского альбома» прозвучали в исполнении солистки Донецкой филармонии Анны Братусь.

Так точно и образно передает музыка и голос все то, о чем хотел рассказать композитор. «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Пьеса эта очень гармоничная, мягкая. В «Марше деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

Следующие пьесы, образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые. «Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая играет, принимая все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии.

«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу домашнего праздника. «Донбасс-Квартет», исполняя произведения Петра Ильича Чайковского передал всю радость и эмоциональное настроение музыки композитора слушателям.

«Новая кукла» — это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно и трогательно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая. Следующие три пьесы «Детского альбома» раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой». Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике «играет», «Камаринская» передают национальный колорит. Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла. В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. Все композиции представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке. Прозвучал в программе концерта и «Русский танец» Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро».

«Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган. Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.

Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию. «Нянина сказка» — это история, рассказанная старушкой-няней. Сказочный образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно. «Баба-Яга» — это еще одна сказка в цикле, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж. Но на смену  приходит «Сладкая греза» и вносит спокойный, мечтательный характер. Мягкость этой миниатюры подчеркнута резким звучанием предыдущих сказочных номеров. «Песня жаворонка» — это яркая и невероятно живописная картинка, передающая щебет птиц. Музыка звучит очень легко, светло и радостно. Яркие картинки визуализации способствовали наилучшему восприятию музыки.

Заключительная пьеса цикла «В церкви» – это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств, которые постарались передать слушателям артисты Донецкой филармонии.

«Детский альбом» очаровал и взрослых, и детей, все пребывали под впечатлением дивной музыки Петра Ильича Чайковского.

В Донецкой филармонии детей, помимо музыкальных впечатлений, всегда ждут, встречают и радуют дружелюбные и веселые куклы-великаны. До новых встреч.

comments powered by HyperComments